Смотреть восемнадцать фильмов за один день - занятие непростое. Даже если они короткометражные. Переключиться с одного стиля на другой, с одной темы на другую, успевать за несколько минут перестраиваться с комедии на драму и потом на некий сюр - всё это можно представить некоей проверкой на стрессоустойчивость.
Испытать такую проверку удалось в день, когда были отсмотрены семь фильмов конкурсной программы анимации и одиннадцать - программы экспериментальной программы In Silicо II. В анимационной программе интересным оказалось далеко не всё. Хоть и интересная технически, она получилась (естественно, по мнению пишущего эти строки) слабой по драйву, достаточно блёклой по тематике. Ощущение того, что многие авторы забыли об основном законе анимационного кино, гласящего, что "Анимация есть высшее в кинематографе, так как не ограничена телом актёра" (уточним, что определение это появилось в доцифровое время). К примеру, в "МУСОРЩИКЕ" Лауры Гонсалвеш история, рассказанная за семейным обедом о родственнике, собирающем сломанные вещи по необъяснённым причинам, вполне могла не выноситься за пределы этой трапезы. Выяснение обстоятельств появления анимационных роликов в интернете с участием героини фильма «ЧТО-ТО ВРОДЕ ЗАВЕЩАНИЯ» (реж. Стенфен Виллемин) на странице полной тёзки героини - хорошая завязка, но исключающая, по правилам написания сценария, появления в конце фильма надписи: "Непонятно, зачем это было сделано". Пожалуй, только "УЛЫБКА" Эрика ван Схаака, рассказывающая про крокодила - звезду Голливуда, к которому в пасть лезут его многочисленные поклонницы с неистовым желанием быть съеденными, заставляет иронически вспомнить (в первую очередь, киноманами) многие хиты времени расцвета голливудского кино.
Но есть приятное исключение: небольшую анимацию «СПИ, МОЙ ХОРОШИЙ» совсем молодой Дуси Геллер, выполненную под явным влиянием Михаила Алдашина (в первую очередь, вспоминается его знаменитое "Рождество"), хочется считать многообещающим продолжением её творчества. (Отметим, что информация в каталоге фестиваля об этом фильме, как о дебютном, ошибочна: Дуся Геллер известна уже несколькими своими работами, а за «СПИ, МОЙ ХОРОШИЙ» она уже получила Национальную анимационную премию "Икар".
Вторую программу In Silico, в отличие от первой, можно охарактеризовать большей сосредоточенностью на реалиях нашего времени в его различных ипостасях. Различные аудио и видео эксперименты не заслоняют, но только дополняют для авторов фильмов чувство тревоги за наше сегодняшнее, подверженное обширному, последнее время только усиливающемуся, состоянию кризиса. В этой связи нужно отметить ленту "КАК ЭТО СКАЗАТЬ" (реж. Айбе Карелин), рассказывающую о психологических проблемах ребёнка, живущего в некоем тоталитарном государстве, вместе с ней - «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ" (реж. Карла Црнчевич), в которой исследуются реальности хорватско-боснийского конфликта, запечатленные кинокамерой, и воспоминания об этой реальности спустя много лет человеком, эти кадры снимавшим.
Пожалуй, самой сильной лентой In Silico этого года можно считать "МНОГОКЛЕТОЧНОЕ" студентки 3-го курса СПбГИКиТ Раи Шматовой, исследующей человека in vitro на примере простейшей клетки, превращающейся в процессе эволюции в сложный организм, "Венец природы", который, в силу неких причин, совершает involutio, возвращаясь в первоначальное состояние и превращаясь в "Ошибку природы". Конечный титр фильма гласит (по памяти): "одна раковая клетка способна погубить весь сложный организм".
Отдельно хочется отметить кинозарисовку, предназначенную, в первую очередь, "не самым молодым" киноманам. "ДЕНЬ НА НАТУРЕ" Джулии Маньо - оммаж великим М. Антониони и его музе М. Витти. Монтируя кадры из фильмов режиссёра с участием актрисы с теми же видами, местами, пейзажами, снятыми сейчас, Д. Маньо доставляет зрителям чувство ностальгической благодарности за осуществление некоего виртуального контакта
...между прошлым и будущим,
именно он называется жизнь...
Текст: Юрий ИЛЬИН