Поиск новых подходов к сердцам зрителей

С 18 по 20 октября 2023 года в Санкт-Петербургском Молодежном театре на Фонтанке состоялся юбилейный, Х Всероссийский семинар по работе со зрителями, который организует Российский государственный академический молодежный театр (РАМТ). Семинар проводился при поддержке Минкультуры России в рамках программы методической поддержки российских театров юного зрителя, реализуемой РАМТом по поручению Президента РФ. Основная тема семинара 2023 года – «Стратегия планирования и реализация зрительских проектов в театрах для детей и молодежи». Более 50 представителей театров из 28 российских городов собрались в Северной столице, чтобы обменяться опытом, накопленным в работе с детьми, подростками и молодежью.

Открывала семинар директор Молодежного театра на Фонтанке Ольга Романецкая. Она произнесла приветственные слова, пожелала продуктивной работы и выказала уверенность, что на подобных встречах люди самообразовываются, придумывают новые идеи и проекты и по возвращении в свой город внедряют их на собственной площадке. «На семинаре мы делимся опытом, не закрываемся в себе, а наоборот расширяем театральное пространство. Здесь нет конкуренции, мы друзья и коллеги. У каждого театра есть свой зритель, и нам нечего скрывать. Наоборот, мы готовы делиться нашими идеями, и будет замечательно, если наша идея в другом театре разовьется в совсем другую форму, которую потом, быть может, мы снова подхватим и разовьем далее». Следом слово взяла директор РАМТ Софья Апфельбаум: «Когда мы семинар только начинали, заявок было сравнительно немного, пятнадцать-семнадцать. Но в этом году их пришла масса! Нам даже приходилось кому-то отказывать, отдавая приоритет новичкам, тем, кто никогда раньше не был на семинаре. Но интерес к семинару настолько высок, что даже те, кому мы отказали, приехали сюда за свой счет. И если говорить о развитии проекта, то, конечно, в первую очередь хочется, чтобы нам не приходилось делать выбор между коллегами, чтобы к нам могли присоединяться не только новички, но и те, кто с нами всегда. Хотелось бы, чтобы семинар продолжался и становился центром объединения коллег, которые встречаются ежегодно. Мы в свою очередь всегда готовы принимать гостей на площадке РАМТа».

Программа выступлений участников Х Всероссийского семинара по работе со зрителями включала в себя двадцать три доклада и началась с выступления помощника художественного руководителя Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Екатерины Омецинской. Она представила презентацию проектов работы со зрителями Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке – о сотрудничестве с Детской деревней – SOS «Дружим домами», конкурс «Театр в объективе», конкурс театральных рецензий «Верю! Молодые о Молодежном» и другие.

Координатор семинара, руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями РАМТа Ольга Бигильдинская выступила с темой «Система работы со зрителями РАМТа: просветительские проекты для аудитории всех возрастов. Образовательная программа к премьере «Леопольдштадт»». Сегодня РАМТ продолжает традиции режиссера Наталии Сац о научных исследованиях театральных зрителей и занимается рядом новых направлений – обсуждением спектаклей, изданием интернет-газеты (раньше была бумажная – традиции сохраняются в современном формате). Театр работает с актуальными формами, нащупывает пульс времени – охватывает всю аудиторию и взаимодействует не только с детьми, но и их родителями. РАМТ выработал свой подход к каждой группе – к младшим школьникам, подросткам, старшеклассникам, взрослым. Одним из эффективных инструментов работы со зрителем театр называет работу с абонементами. Например, абонемент «Семейный клуб» справляется со своей задачей привести в театр всю семью. А в рамках «Театрального словаря» зрители узнают об истории я театра, профессии театра. Также у театра существует внушительная линейка проектов по взаимодействию с аудиторией: театрально-развивающие игры, пресс-клуб, «Учительский клуб», экскурсии для маленьких зрителей, «Тайны закулисья», на которых рассказывают правила поведения в театре, «Театральные читки вслух», результатами которых становятся новые спектакли. И молодежный проект «Театр+», существующий с 2008 года – это система регулярных мероприятий для постоянных зрителей и для новой аудитории: творческие встречи, мастерские, лаборатории. Например, к премьере «Леопольдштадт» РАМТ запустил лекционный цикл, целую образовательную программу.

Куратор проекта, автор и ведущая «Учительского клуба» РАМТа Ольга Андрейкина рассказала о проекте о современном детско-юношеском театре и возрастной психологии «Точки пересечения» в РАМТе. Этот проект вырос из «Учительского клуба» и состоит из лекций и встреч с режиссерами. Куратор делала акцент на том, что детская аудитория – она неоднородна, и пятилетний ребенок отличается от десятилетнего, десятилетний от четырнадцатилетнего и так далее. Проект затрагивает возрастную психологию – что нужно современным детям? Чем они живут? Прорабатываются актуальные запросы зрительской аудитории – «Что такое дружба?», «Где ее границы?», «Что такое любовь?» и т.д. В рамках проекта происходит выстраивание рекламной компании. Она состоит из дистанционного блока (бесплатного и отдающегося в вечное пользование) – это десять лекций о возрастной психологии, и блока очного (платного) – он включает в себя обсуждение спектакля с психологами. То есть, это проект для театров в формате круглого стола.

Заместитель директора по организации зрителя Орловского государственного театра для детей и молодежи «Свободное пространство» Лариса Селихова провела презентацию онлайн-проектов, созданных артистами театра. Среди них шла речь о «Литературной волне» – одном из новых проектов, запущенных в 2023 году. Основная его цель – просвещение молодежи при участии актеров «Свободного пространства». Также, заместитель директора рассказала про «Третий звонок» – самый популярный и таинственный онлайн-проект, выходящий в дни премьер.
О проекте «Театральный волонтер» рассказала заместитель директора по творческим вопросам и шеф-координатор Международного театрального фестиваля «Царь-Сказка» Новгородского театра для детей и молодежи «Малый» Татьяна Боброва. В его основе лежит внимательный отбор волонтеров – необходимо встретиться, пообщаться, понравится друг другу, ведь эти люди потом станут амбассадорами театра, его лицом. Возраст волонтеров на проекте от 16 до 50 лет, у них абсолютно разные профессии. Они помогают театру в самых разных направлениях: могут анкетировать публику или помогать во время дежурств администраторам в зале, вызваться в помощь при подготовке премьеры, участвовать в мастер-классах и многое другое.
Менеджер отдела творческих проектов Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» Дарья Чащина говорила о молодежном фестивале как инструменте привлечения новой целевой аудитории (опыт проведения Фестиваля молодежного творчества «АРТ-Бум»). Она рассказала о площадках – #пой, #танцуй #твори, #создавай #изобретай #стирай границы # вдохновляй #воплощай , на которых зрители могли себя творчески проявить. А также о читках пьес, о проекте «Неясная поляна» – перформансе без слов от артистов театра по творчеству Льва Толстого – и талисмане «БУМике», который вел все соцсети фестиваля.

Об особенностях проведения театрального марафона «Зарядись ТЮЗом» рассказала специалист по связям с общественностью Саратовского ТЮЗа Юлия Ткачева. Речь в её выступлении шла о том, что марафон – это инструмент формирования активного зрительского комьюнити, и что важно уметь «разговорить» аудиторию, стимулировать различные активности в соцсетях, например, публиковать статьи о цехах в виде интервью с работниками театра – в Вконтакте. И видео-«кружочки» в Телеграм-канале.

Методист Красноярского ТЮЗа Анна Мухамедзянова выступила с темой «Образовательный потенциал театральных практик: на примере проектов Красноярского ТЮЗа», в рамках которого поделилась опытом проведением документального спектакля «Мой папа» – спецпроекта с непрофессиональными артистами, рассказывающий о творческом воплощении образа современного отца, портрете очень значимого взрослого, отражённого в душе подростка. «Сдача» этого спектакля была на родителей, которые остались под большим впечатлением от увиденного.
Менеджер по связям с общественностью Краснодарского Молодежного театра Марина Богдан представила выступление об осуществленных и неосуществленных проектах. Из удавшихся отметила коллаборации с «Радио 107» – приуроченные к 9 мая проекты «Дети-герои» и «История», состоящий из 12 коротких рассказов, которые озвучили артисты театра, а также участие во всероссийских акциях к «Ночи музеев».

Директор Пензенского ТЮЗа Александр Сердцев рассказал о проблемах открытия театра после капитального ремонта. О том, как театр попал в федеральный проект «Культура» – и в марте 2023 года они открыли новое здание.

На схожую тему выступила и менеджер по рекламе Череповецкого Театра для детей и молодежи Анастасия Трошина, поделившись с собравшимися стратегией планирования работы со зрителями в условиях отсутствия собственного здания. Она рассказала о «географии скитаний» театра – аренда соседнего ДК, библиотеки, студий, где приходилось играть только камерные спектакли, о выездных спектаклях в детских садах, школах и центрах образования, а также о гастролях в Вологодскую область.

Главный администратор Нижнетагильского театра кукол Ирина Лопина и культорганизатор Екатерина Баранова рассказали о том, что юбилейный театральный сезон – повод для «перезагрузки» зрительских проектов, и начали они с освещения традиционных для театра проектов – «Золотой ключик» и «Театральное закулисье». Затем представили новые «проекты-перезагрузки» – «Ok, куклы», сувенирную продукцию, онлайн-проект «Куклы в тренде» (ex-«Куклы в городе»), недавно заработавшие инклюзивные проекты, а также поделились ближайшими планами – разработкой юбилейного спектакля «Технология чудесного», связанного с историей Нижнего Тагила.

Главный администратор Севастопольского ТЮЗа Марина Джусь говорила в своем выступлении о зрительских проектах СевТЮЗа «Потомству в пример», «Школьная пятница», и о создании и работе методического театрального центра на базе театра. Среди основных проектов театра сейчас представлены «Сказочное королевство» – Всероссийский фестиваль, который проходит уже 7 лет, методический театральный центр (школьный театр), «Театральная среда», «Лаборатория Копилка» –у встречи с режиссерами и другими театральными деятелями, мастер-классы, в том числе по цеховым направлениям (свет, звук и т.д.), «Потомству в пример» – патриотически-нравственное воспитание молодежи, театральные экскурсии и «Морозный диктант», проводящийся с 2021 года. Все проекты направлены на привлечение новой зрительской аудитории, а также как промо к различным мероприятиям в театре.

Второй день семинара стартовал с выступления заместителя директора по развитию Челябинского театра кукол им. В.Вольховского Никиты Плеханова с темой «Разработка системы специальных проектов в Челябинском театре кукол: «Игра-Мастерская», «Больше чем экскурсия по театру кукол»; использование всероссийских культурных акций и праздников как повод для экспериментальной работы». Он начал разговор с небольшой предыстории театра – о затяжном сложном ремонте здания театра, во время которого спектакли приходилось играть в соседнем ДК, и, следовательно, играть ограниченный репертуар. Рассказал о выпуске театрального календаря за 2022 год с изображениями артистов театра. Также прозвучал блок о театральной педагогике, – учитывая опыт и методички РАМТ, на базе театра был создан спецпроект, целью которого было привлечение зрителей на постоянной основе, причем не только на уровне посещения спектакля, но и на уровне привлечения к участию в жизни театра. Задача стояла заинтересовать, больше рассказать об организации процесса и, наконец, развеять стереотипы о театре кукол. На эту же задачу в разные года работали проекты «Мастерская Снегурочки», в рамках которой актриса театра игровой форме знакомила детей и родителей, рассказывала об особенностях тростевых кукол и марионеток, «Творческая встреча с Машей и енотом» – поэтический концерт и мастер-класс для взрослых и детей с 4 лет, мастерская с играми, чтением стихов, «Ночь музеев» и экскурсии. Также в линейку спецпроектов вписался и читательский клуб «#читалка».

Автор и ведущая проекта, координатор спецпроектов РАМТа Людмила Денёва рассказала о театрализованных читках современной литературы для детей и подростков «ВСЛУХ». Что читать, если условные «Денискины рассказы» и вся Агния Барто перечитаны много раз? Есть много современной детской литературы и с их авторами можно встретиться лично… В рамках проекта театр приглашает режиссера, с которым зрители на протяжении недели читают выбранный литературный материал. Цель – представить текст, сюжет для дальнейшего обсуждения. Авторы тоже приходят на читки, встречают зрителей, общаются с ними, отвечают на вопросы. Во встречах участвуют не только дети, но и родители, и психологи. Три сезона «ВСЛУХ» уже состоялись. Первый был пробный, «нащупывалась» аудитория. Второй был посвящен работе с детьми 6-9 лет. В третьем же сезоне для читок были отобраны современные русские авторы литературы для детей. Например, одним из итогов таких встреч стал выпуск спектакля «Коричневое утро» (режиссер Саша Золотовицкий).

Заведующая педагогической части Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» Виктория Вишневская выступила с темой «Театр и школа: новые форматы сотрудничества (из опыта Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье»)» и презентовала новый сборник методических рекомендаций, выпущенных в рамках семинара.

Взяла слово и актриса Молодежного театра на Фонтанке, тифлокомментатор Марина Ордина и рассказала о тифлокомментировании спектаклей. Создание тифлокомментария — сложный процесс. Главная задача тифлокомментатора заключается в том, чтобы на три часа стать «глазами» незрячего человека, рассказывая ему о том, что происходит на сцене, уложиться в паузы между репликами артистов и не упустить ключевые моменты. В Молодежном театре на Фонтанке две актрисы обучались в Школе театрального тифлокомментатора (Марина Ордина и Ирина Полянская) – общались с незрячими, учились их сопровождать, практиковались в музеях, учились тифлокомментированию на фильмах и спектаклях Молодежного театра. По итогам обучения актрисы получили удостоверения о повышении квалификации и теперь комментируют спектакли родного театра в режиме реального времени для слабовидящих зрителей, находящихся в зрительном зале. Сами актрисы в это время находятся в изолированной комнате, скрытой от зрителей, и передают комментарии через микрофон.

Завершился второй день семинара практическим занятием от режиссера-педагога РАМТа Аллы Лисициной и ее наглядным рассказом о зрительском клубе РАМТа «Театральные игры». Участники встречи сгрудили в центре помещения свои стулья, на которых они сидели и, под руководством режиссера-педагога, приняли участие в одном их типичных занятий зрительского клуба – беззвучно переставляли стулья, знакомились друг с другом через различные практики, выполняли задания на внимание и так далее.

Финальный день Х Всероссийского семинара по работе со зрителями прошел в рамках круглого стола на тему «Проблемы планирования и реализации зрительских проектов в театрах для детей и молодежи», модератором которого выступила Ольга Бигильдинская. В рамках обсуждения все участники семинара высказались по теме, но «болевые точки» у всех оказались схожие – финансирование и бюджетное распределение на реализацию проектов, нехватка квалифицированных кадров (а в некоторых региональных театрах стоит еще проблема маленькой труппы), мотивированных волонтеров и, главное, вовлеченных зрителей.
Одним из итогов семинара стала постановка цели – воспитать «своего» зрителя, так как зачастую он приходит «неподготовленным» на спектакли, и важно создавать театральный «продукт» высочайшего качества, и не забывать, что все активности вокруг него – это «обертка». Также стоит не забывать про важность личности художественного руководителя, который объединяет вокруг себя кадры, ведь театр – это центр объединения. И многие артисты открыты к новому взаимодействию, нужно не бояться привлекать их, действовать через них.

В рамках семинара высветились не только общие сложности, но общие задачи, а именно – сохранение традиций театра и поиск новых подходов к сердцам зрителей.

Текст: Дарина Львова
Фото: Юлия Кудряшова-Белокрыс

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения