«Нос» взял «Бронзового беркута» на фестивале в Кокшетау

«Нос» взял «Бронзового беркута» на фестивале в Кокшетау

В Северном Казахстане — городе Кокшетау - с 29 сентября по 4 октября проходил V Международный театральный фестиваль “ТеART-Кокше». Коллективы из Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана и России привезли свои знаковые постановки и соревновались за получения почетных званий. ТЮЗ имени А.А. Брянцева показал премьерный спектакль «Нос» Тимура Кулова, являющийся номинантом на премию «Золотой Софит». По итогам фестиваля был награжден директор театра — С.В. Лаврецова как лучший театральный менеджер, а спектакль получил премию «Бронзовый беркут». О номинациях, сочинительстве и гастрольных впечатлениях — читайте в нашем материале.

- Спектакль доказал, что может гастролировать?

Дмитрий Ткаченко, исполнитель роли Ковалева: Конечно, еще когда мы были в процессе репетиций с Тимуром Куловым, мы понимали, что это отличная история для гастролей - в спектакле занято относительно небольшое количество артистов, и декорации - творения Николя Кламперта - своей гениальной лаконичностью позволяют создать их на любой принимающей площадке. Серость и туманность атмосферы Петербурга в нашем спектакле отлично передают безысходность и трагичность, в которых вынуждены существовать герои спектакля. В Кокшетау мы играли на большую аудиторию, зал был другим - но атмосферу мы смогли воссоздать предельно точно. Зритель был в восторге.

Анна Мигицко, исполнительница роли Подточиной: Принимали нас очень хорошо. После каждой сцены звучали аплодисменты — зрители реагировали даже ярче, чем дома. Зрительный зал был на 250 человек, а дома мы играем на 50 человек - спектакль доказал, что имеет место быть и в таком пространстве. Очень интересно, как в других странах будут смотреть эту работу.

Данила Лобов, исполнитель роли Потанчикова: На первый взгляд, наш «Нос» - комедийный, смешной. Вначале зритель смеялся, а после середины спектакля начал проникаться драмой судьбы персонажей и смотреть очень вдумчиво.

- Вы уже не в первый раз с гастролями в Казахстане. Чем удивила страна на этот раз?

Анна Лебедь, исполнительница роли Ковалева: Нас замечательно принимали, видно, что театр любят. Город Кокшетау оказался небольшим, уютным и очень театральным. В этот раз в день отлета мы несколько часов успели погулять по Астане, это было чудесно.

Дмитрий Ткаченко: Меня поразила широта души, с которой принимали гостей и участников фестиваля! Живой оркестр, фанфары, радость в глазах встречающих и улыбки на лицах. При въезде в город Кокшетау нас встретили традиционным приветствием - осыпав конфетами и угостив местной выпечкой. Это покоряет и оставляет очень приятное впечатление.

- Как гастроли обогащают артиста?

Дмитрий Ткаченко: Участие в таком фестивале - это, в первую очередь прекрасный опыт, знакомство с коллегами из других стран и возможность проверить себя на устойчивость перед новым зрителем и обстоятельствами. Мы гордо можем сказать, что справились и отдали себя зрителю с привычным нашему театру размахом.

Данила Лобов: Гастроли в Кокшетау были интернациональными, наполненными общением с другими театрами, культурами, людьми. Благодаря этому, помимо личностного кругозора, развивается еще кругозор театральный. Мы живем в Петербурге, в нашей замкнутой экосистеме. Гастроли помогают узнать в мировом масштабе, над чем люди работают, почему они работают и как они работают, и это очень интересно.

- Образ майора Ковалев разделен сразу на три составляющих: цельный герой, Нос и майор Ковалев без Носа. В чем состоит зерно роли каждого из них?

Дмитрий Ткаченко: До самых первых проб на репетиции я понятия не имел, какими будут мои Ковалев и Нос Ковалева, ведь если в первом случае это человек, и ему присуще человеческое, то с Носом мне было по-началу очень непривычно и некомфортно. Эта несуразность в его пластике, острохарактерное существование давались мне, с одной стороны, очень легко - потому что я люблю подурачиться, а с другой стороны сложно - из-за того, что мои дурачества выходят за свои границы и оказываются прямиком на сцене, да и вдобавок продержаться в таком существовании надо было не одну и не пять минут… короче, все это оказалось гораздо сложнее, чем я представлял. Но день за днем, проба за пробой мы находили верные качества движений, голоса, манер и реакций - Нос являлся неким сгустком, концентратом всего «мужицкого» и брутального, жестокого и бескомпромиссного, что было в моем Ковалеве, а теперь растет, развивается и разгуливает на свободе самостоятельно. Что касается самого Ковалева вначале - это слишком самоуверенный и самовлюбленный мачо, кажется, как будто с отсутствием слабостей и уязвимых мест. Образ одновременно интересный и отталкивающий, которому не посочувствуешь, когда он «во всеоружии».

Анна Лебедь: Я играю вещи интуитивно-чувственные, остаюсь собой в фантастически абсурдной реальности. Моя героиня не может жить без Носа. Вся ее линия нанизана на поиск утраченного. Любовь к нему, стремление к нему - движущая сила персонажа. Интересно, что зритель видит хорошего человека, способного жить без Носа, но как ни странно и парадоксально, человек не может смириться с этой утратой, потому что считает, что ему не выжить в мире без этого. Что такое Ковалев с Носом? Это успешный и встраивающийся в систему человек, чувствующий себя частью защищенного механизма. Без Носа он выпадает из этой системы и не может смириться с тем, чтобы быть таким, какой он есть.

- Ваши эмоции по поводу номинации Дмитрия Ткаченко и Анны Лебедь на премию «Золотой Софит» за лучший актерский дуэт?

Тимур Кулов, режисссер спектакля: Я испытываю огромную радость и за Дмитрия Ткаченко, и за Анну Лебедь, которые номинированы на Золотой Софит. Это первая наша работа и, я надеюсь, не последняя. Они доверились мне как режиссеру на авантюрное прочтение этой повести и мне кажется, многое у нас получилось. Наш спектакль - абсолютное сотворчество с артистами, мы сочиняли эту историю вместе. В прозе нет четко заданной драматургии, монтажа, поэтому мы много сочиняли и придумывали с артистами. Одно из самых ценных качеств в Дмитрии и Анне - умение быть архитектором своей роли, существовать в общем замысле, но самостоятельно , по молекулам собирать свой характер, роль, тайный мир. Это умение и дало в сжатые сроки столь продуктивно поработать над повестью «Нос».

У Дмитрия достаточно много ролей, в которых используют его фактуру, мужской стержень и внешнюю брутальность и, конечно, в какой-то момент артисту хочется выходить за рамки амплуа. Я сразу озвучил, что майор Ковалев будет лишь заявлен, в дальнейшем линия его персонажа будет развиваться как бытие антропоморфного аморального сгустка, существующего вне всяких канонов - нравственных, религиозных. Мое предложение взбудоражило артиста и привело к такому сотворчеству! Дмитрий сам по себе очень отзывчивый и откликающийся на режиссерские предложения артист.

Мне кажется, эта роль, эта интерпретация ждала Анну. Я довольно актероцентричный режиссер и, если бы не было Ани в труппе ТЮЗа, то спектакль получился бы совершенно иным. То, как она с первой читки вонзилась в эту идею, начала искать, достойно восхищения! Я благодарен и Дмитрию, и Ане и всем артистам спектакля «Нос» за их работу, которую они продолжают, каждый раз выходя на сцену в этом спектакле. И конечно надеюсь в скором времени порадоваться за Дмитрия и Анну , когда их наградят Золотым Софитом за эти актерские работы.

- Особенностью этой постановки является работа с внесценическими персонажами. У вас прекрасные роли второго плана, которые выросли практически из ничего. Как строился процесс создания роли?

Анна Мигицко: Подточина родилась внезапно — она была в тексте, но поначалу ей было отведено совсем небольшое место в канве спектакля. В тексте у меня даже имени нет, нет никакого описания, есть упоминание про штабс-офицершу Подточину и ее дочь, которую хотят выдать замуж за майора Ковалева. Из текста становится понятно, что он не горит желанием вступать в этот брак. Значит, она не очень симпатичная и уверенная в себе барышня, по мнению мачо майора Ковалева - выгодная партия в плане богатства и статуса, но не его идеал. Из этих догадок мы лепили роль. Родилась какая-то пластика, Подточина - подросток-переросток, ей 29 лет. Мне кажется, что у нас получился абсолютно гоголевский персонаж - потерянная девушка, которая ищет любовь. Эта роль разбивает мне сердце.

Данила Лобов: Мой персонаж - Филипп Иванович Потанчиков в повести Гоголя упоминается по имени. Режиссер зацепился за то, что не у всех персонажей повести, которые в ней фигурируют, вообще есть имена, а здесь Гоголь зачем-то конкретно указал имя, фамилию и отчество. И режиссеру стало интересно развить эту тему — что это за персонаж, как он мог повлиять на сюжет, какие могли быть взаимоотношения с другими героями. Тимур Кулов создал персонажа с нуля. Мне кажется, у нас получился любопытный персонаж, несвойственный мне герой.

- В чем уникальность Тимура Кулова как режиссера?

Анна Лебедь: У Тимура удивительно-прекрасное, тонкое чувство юмора. Он очень трепетно относился к каждой роли — говорил, что необходимо, что все персонажи постарались в свой короткий сценический промежуток времени проявить свое, человеческое в общей фантастическо-фарсовой истории. С ним работалось легко, весело, он очень позитивный, всегда спокойный, улыбчивый. Он вселял чувство уверенности, что все будет хорошо. Весь процесс работы доставлял дни и часы счастья.

Анна Мигицко: Процесс репетиций с Тимуром был очень интересный, настоящий акт сочинительства, мы всем коллективом многое привнесли в спектакль. Тимур оказался большим выдумщиком, не только сценических приемов и персонажей, но еще драматургии и сценографии. Тимур вдохновляет фантазировать, фонтанировать - спасибо ему огромное, что мы мыслили и придумывали в одном направлении, это большая ценность. Все были в едином потоке.

Текст: Дарья Виноградова

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения