25 октября в кинотеатре «Родина» исследованием биополя и бессознательного, жизни и смерти, любви и тщеславия занимался экстрасенс Слава в фильме «Ниша». Режиссер Антон Ермолин обратился к словарю магического реализма, чтобы рассказать абсурдистскую киноисторию, состоящую, словно многослойная пирамида из политического, психоаналитического, драматического и метафизического контекстов, в каждом из которых можно вычертить свою отдельную сферу, в которой импульс обладает могуществом выбора, а кинематографический образ выходит за рамки натурализма.
Фильм начинается с чистки ковров. И висящие на стенах ковры – это первый символ советской эпохи, о которой ностальгирует и над которой одновременно иронизирует создатель картины. Аплодирующие люди, единогласно принявшие единственно верное решение на съезде партии, советские паспорта – те атрибуты эпохи, которые становятся новым означающим во времени, когда старое уже не подходит, а новое еще не создано.
Ковровой вышивкой занимается и жена главного героя Марьям (Елена Николаева). В браке Славы (Владимир Свирский) и Марьям назрело охлаждение. Его изучение биополя с помощью рамок, магнита и попытки законсервировать энергию в банках не находят у жены отклика. Нельзя обвинить женщину в обычности. Она работает в кинотеатре, а по вечерам занимается творчеством. Художница и мастерица, она существует на границе реального и воображаемого, и поэтому может и пожалеть Славу, и, все-таки, возможно, из-за его инаковости, устремить взор в сторону коллеги.
Слава – человек, целиком и полностью охваченный идеей, которая в какой-то момент принимает форму бреда. Одержимый желанием «выявлять и устранять паранормальные зоны» и сверхидеей о «биолокациях» он все больше теряет связи с реальностью. Вероятнее всего, тихий «разговор с подсознанием» с помощью рамок и не привел бы к такому дистанцированию. Но тщеславие побуждает Славу рекламировать свои услуги и вести канал на YouTube. Этот «любимый из грехов» дьявола привлекает к Славе внимание необычного персонажа. То ли Коровьев из «Мастера и Маргариты», то ли Мефистофель из «Фауста» – странный человек в пальто и каракулевой шапке (Сергей Гилев) формирует на снежной глади шагами один и тот же символ, параллельно преследуя Марьям звонками и письмами. Он же становится проводником, ведущим Славу из мира живых в мир мертвых, из сознательного в бессознательное, чтобы там, пройдя практически линчевский «ковчег», в котором вместо бордовых штор, пестрят ковры, на сцене большого актового зала встретиться с собственной идентичностью.
Античный афоризм «познай самого себя» - основной посыл фильма. И Славе предстоит очень непростой путь к этому познанию. Сложность создает двойственность. В глазах Марьям он любимый и одновременно отвергаемый. Ее брат видит его слабым, безвольным, достойным жалости. А джинсовый человек в него верит. Даже друг Ипполит (Михаил Тройник) отмечает амбивалентность Славы, очень лаконично выражая ее в одной фразе: «ты - Гарри Поттер с палочками, который иногда водитель, а я охранник, который иногда – пианист».
Но в психоаналитическом ключе все эти женщины, человек в пальто, джинсовый человек, одноклассник и даже буква «й» - фантазмы и символы сна, в котором сюрреалистическим образом проступает бессознательное личности.
Если же брать метафизический контекст, то можно говорить о том, что у тщеславного героя происходит встреча с дьяволом, которому он приносит символическую жертву. На это указывает и выбор цветов – подарив жене символизирующие вечный сон лилии, Слава словно совершает некий ритуал. Наградой служит признание. А главной премией – крылья. Вот, только здесь и кроется подвох. Во сне Чжуан-Цзы была бабочка, которой он снился, а в финале пути Славы оказывается моль – символ трансформации и смерти. На похороны указывает и новый костюм, в котором Славе уже не страшен ни зимний холод, ни пыль ковров. И так же, как моль поедает ковры, Слава метафорически «уничтожает» Марьям за неумение принять его целиком, полюбить безусловно и прийти в восхищение от того, насколько он уникален и достоин признания.
«Ниша» - фильм, в котором «марксистский романтизм», абстрактные, доведенные до предельной утраты значения ситуации, завораживающая зрелищность будничного и гетерогенность характеров синтезированы в единый сон или свободную ассоциацию, в которой нет ничего завершенного, но есть непрерывное перетекание времени в пространство, доступное для понимания, в неизвестное, а попытки обрести контакт - в некоммуникабельность.
Премьера фильма состоялась в рамках программы специальных показов фестиваля "Послание к человеку".
Текст: Инна Зайцева