23 октября в кинотеатре «Аврора» осенний канадский лес стал антуражем для любви по всем канонам Платона, Шопенгауэра, Спинозы и Янкелевича в фильме «Природа любви». Монья Шокри создала очередную достойную международных кинофестивалей картину с живописными пейзажами, психологическими диалогами и предельной чувственностью. Премьера одного из самых ожидаемых фильмов года состоялась в Санкт-Петербурге в рамках программы «Кино сверхреальности» на фестивале «Послание к человеку».
Главная героиня фильма София (Мэгали Лепин Блондо) знает о любви все, но в теории. Она читает лекции по философии любви, но интуитивно чувствует, что между ней и ее партнером Ксавье (Фрэнсис-Вильям Реом), несмотря на все то общее, что их связывает, включая хорошее образование, кругозор и возможность свободно вести диалоги о Дидро, отношения становятся все прохладнее. Необходимость соответствовать завышенным этическим нормам и правилам, неумение справляться с напряжением, накопившаяся усталость и даже обычная ревность оказываются тем набором чувств, который переполняет женщину настолько, что в их диаде с Ксавье возникает третий человек.
Появление Сильвана (Пьер Ив-Кардинал) в деревенском доме в образе тени на фоне осеннего леса – это явление мифического, природного начала, способного своей природой дикого, необузданного нрава не только скинуть маску благопристойности с интеллигентной эмансипированной женщины, но и научить ее выражать свои эмоции, проживая, а не рационализируя их.
Отказавшись от привычного механизма защиты, София вслед за Сильваном выпускает гнев через крик и поддается всевозможным порывам страсти. Он верит, что любовь должна быть простой, и сразу же после обмена взглядами и пары кружек пива готов подарить ей всего себя прямо в машине в ночном лесу. Сильван уверен, что София – любовь всей его жизни и не хочет с ней никогда разлучаться. София же постоянно мучается разнонаправленными желаниями: то пытается расстаться и сохранить отношения с Ксавье, то бросается в объятья нового любовника, то восхищается инаковостью Сильвана, то готова его за это презирать.
В той же степени, в какой Сильван влияет на Софию, она влияет на него. Он читает ей стихи Аполлинера, дарит стеллаж для бесконечных стопок книг и при этом все больше понимает, что между ними пропасть. Каким бы умным ни считали его родственники или друзья, интеллект, воспитание и умение себя подать – навыки, которые формируются поколениями. И сколько бы он ни предлагал Софии перестать бороться с ее сутью, “Passion” (с англ. «страсть») хорошо подходит для названия корабля, который они видят на водной глади, но не для долгих лет совместной жизни.
Фильм условно разделен на главы цитатами философов. Все начинается с изречения Платона «Мы желаем то, что не имеем». От осознания нехватки и удовольствия от запретного плода героиня переходит к следующей стадии, которую открывает мысль Шопенгауэра о том, что «в любви все – физическое». Как это часто происходит в отношениях, фаза физического слияния быстро заканчивается. За ней начинается фаза различий, которую знаменует идея Спинозы о том, что «мы можем презирать объект желания». И только после долгого расставания, во время которого София пытается преодолеть душевную боль, выплакать ее, забыться в объятьях новых и бывших любовников, она понимает, что прав Янкелевич: «любовь иррациональна».
Французы сравнивают любовь со смертью. И действительно: сначала ставший таким значимым другой разрушает нас прошлых, заполняя собой нашу пустоту и нехватку, а потом, когда человек, ради которого хочется жить, исчезает из жизни, мы остаемся с этой пустотой наедине. Весь вопрос в том, какие потребности были адресованы и кому. В патологических случаях человек может реализовывать в отношениях свое желание отомстить отвергающему или жестокому родителю, заслужить любовь через уступчивость или сломать другого в борьбе за доминирование. В здоровых отношениях желание дарить время, нежность, теплоту, внимание, добрые слова, подарки или прикосновения оказывается гораздо важнее гордости и страха быть непринятым или отвергнутым.
Эти отношения оказываются для Софии и Сильвана тяжелой ношей. Они оба ломаются под ее гнетом. София не готова отказаться от своего снобизма и признать, что, кроме превосходства интеллекта, в этом мире есть много прекрасного, а каждый человек может быть талантлив в своей сфере. Сильван при всем желании не способен даже близко приблизиться к ее уровню образования, но у него золотые руки и доброе сердце.
Как и в цитируемом в фильме «Любовнике леди Чаттерлей» Лоуренса, в «Природе любви» есть треугольник и всепоглощающая страсть. Монья Шокри создала фильм – удовольствие, как интеллектуальное, так и чувственное. И одновременно это фильм, позволяющий сбежать от реальности в романтическую фантазию, в которой на фоне расплескавшейся по кронам деревьев осени или падающего большими белыми хлопьями снега любить друг друга можно так же гармонично и естественно, как наслаждаться вкусным ужином или наблюдать за полетом птицы.
Текст: Инна Зайцева