Премьерный показ фильма "Рюити Сакамото. Опус" состоялся 22 октября в рамках МКФ "Послание к человеку" в кинотеатре "Аврора". Фильм представил куратор кинопоказов Пётр Шепотинник. Рюити Сакамото - японский музыкант, композитор, продюсер. Лауреат премий «Оскар», «Грэмми» и BAFTA, двукратный лауреат премии «Золотой глобус». Автор музыки к фильмам Алехандро Гонсалеса Иньярриту и Бернардо Бертолуччи. Успех и первую BAFTA ему принесла первая же работа в качестве кинокомпозитора. В 1983 году Сакамото написал музыку к фильму Нагисы Осимы «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», в котором также исполнил одну из главных ролей вместе с Дэвидом Боуи, Томом Конти и Такэси Китано. 28 марта 2023 года легендарный композитор Рюити Сакамото скончался после многолетней борьбы с раком.
"В этом фильме один единственны герой - это Рюити Сакамото. А снял этот фильм сын Рюити Сакамото - Нео Сора. Это последний концерт Рюити Сакамото, собранный из нескольких съемок, после чего он ушел из жизни. Это своего рода лебединая песнь. Это единственный фильм из программы Венецианского кинофестиваля. Мы присутствовали на премьере этой картины. Зал невероятно тепло его воспринял. Наверное, есть какой-то особый ключ, чтобы смотреть чисто музыкальную картину как документальное кино. Мне кажется, вы все поймете", - обратился к зрителям Петр Шепотинник.
Нео Сора записал обращение специально для гостей "Послания". Молодой режиссер рассказал, что когда его отец, с 2014 года боровшийся с раком, потерял возможность активно гастролировать, было принято решение создать этот фильм-концерт - его последнее выступление. "Его последний подарок миру", - как гласит тизер. Сакамото уже не мог играть два часа без перерыва, поэтому фильм снимали небольшими фрагментами несколько дней. Фильм решено было сделать черно-белым. По замыслу режиссера концерт начинался "ночью" - в темноте, продолжался "днем" и завершался "ночью". Сакамото выстроил последовательность музыкальных композиций соответствующим образом. Сора акцентировал внимание зрителей на движениях отца, чтобы добиться эффекта присутствия.
И эффекта присутствия действительно удалось достигнуть. Что чувствовал сын, записывая это предсмертное послание отца? Что чувствовал композитор, понимая, что это действительно его последнее музыкальное высказывание? Жесткий направленный свет одной лампы подчеркивает камерность, интимность обстановки. Темные пальцы скользят по светлым клавишам. И рождается звук. В фильме нет ответов на вопросы или закадрового текста. Поэтому несколько брошенных Сакамото во время записи фраз: "давайте начнем с начала" и "я устал, мне нужен перерыв" приобретают экзистенциальный смысл.
Интересно, что для Сакамото это, как ни парадоксально, не первый опыт записи своего последнего послания миру, и даже не второй. "async" — девятнадцатый сольный студийный альбом японского музыканта, выпущенный в марте 2017-ого, был задуман как такое послание, но ремиссия дала возможность не только создать фильм "Опус", но и за два месяца до смерти выпустить "12".
"12" - сольный минималистичный электронный альбом, в котором, по отзывам критиков, «звук тяжелого дыхания» наложен на «редкие фортепианные пьесы внутри электронных звуковых ландшафтов, пронизанных отрезвляющей тяжестью». Нео Сора упомянул "async" в своем обращении к гостям фестиваля. По замыслу его отца тот альбом был создан как саундтрек к несуществующему фильму Тарковского, которого они оба очень любили.
Таким образом "Опус" и, правда, последний подарок нам от Сакамото, но не единственный. Экспериментальный альбом "async" построен на комбинации причудливых интерпретаций знакомых музыкальных инструментов, необычных текстур, как акустических, так и электронных, записей текстов, прочитанных Дэвидом Сильвианом и Полом Боулзом, и повседневных звуков, заимствованных из полевых записей городских улиц. "Я пытался забыть все правила и формы, вообще все. Я просто хотел записать именно то, что хотел слышать, просто звук или музыка, это не имело значения. Это мог быть последний раз", - так рассказывал об альбоме сам композитор. Экзистенциальные переживания Сакамото при создании альбома были вызваны не только собственной болезнью, но и воспоминаниями о многочисленных землетрясениях и цунами, произошедшие в Японии в 2011 году, приведших в том числе к резонансной аварии на АЭС Фукусима, с последствиями которого Япония борется до сих пор. «Нас предупреждали о том, насколько хрупка наша цивилизация и насколько велика сила природы», - говорил композитор в одном из интервью. Именно размышления над хаотичностью событий, происходящих в мире, роли случая, фатума, сил природы вдохновили Сакамото использовать расстроенное фортепиано для некоторые треков альбома "async". Он записал два фортепиано Steinway, которые были у него в домашней студии, и пианино, поврежденное водой из-за цунами. Сакамото полагал, что именно «природа» ответственна за звуки, которые удалось извлечь из поврежденных инструментов: «фортепьяно — вещи очень систематические, промышленно спроектированные, но они были частью природы, взятыми из природы. Человечество искусственно настроило и установило хорошо темперированный строй, но дело в том, что если оставить рояль надолго без настройки, он расстроится». Альбомы "async" и"12", фильм "Опус" - все три послания Сакамото, размышляющего о собственной смерти и смертности вообще, представляют собой уникальные, нисколько не обесценивающие друг друга произведения искусства. Несомненно, знакомство со всеми тремя станет удивительным опытом для каждого слушателя и зрителя.
Нео Сора - режиссер, художник, переводчик. Изучал философию и кинопроизводство в Уэслианском университете. Снимает и продюсирует короткометражные игровые фильмы, документалистику, музыкальные видео и фэшн-ролики. С короткометражной лентой «Цыпленок» (2020) участвовал в конкурсе Локарно.
Текст: Александр Шек