«Послание к Человеку» XXXIII. День второй: параллельное и последовательное кино. Пётр Поспелов и Нури Бильге Джейлан

Менее двух месяцев назад скончался Пётр Поспелов, известный музыкальный критик, журналист и композитор. Его статьи в различных знаковых изданиях, музыкальные произведения ("Золотая маска" за музыку к балету "Катарина, или Дочь разбойника") широко известны в музыкальных (и не только) кругах. Менее известен П. Поспелов в качестве одного их основателей "параллельного" кино - явления, сильно пошатнувшего привычные отечественные представления о кинематографе полвека назад. Режиссёры-"параллельщики", вырываясь из жанровых канонов и предлагая "гиперкиноавангард", экзистенциалистский подход, уход в сторону мистического абсурда, дали толчок для развития новых направлений в кинематографе в целом, в сценарном подходе, режиссуре, операторской работе, монтаже - в частности.

Вместе с тем, П. Поспелов, будучи одним из пионеров параллельного кино, исходил из собственного понимания параллельного кино, как способа внимательного отношения к внутреннему миру людей, их философской и, вместе с тем, мифотворческой сторонам жизни. Его подчёркнуто "простой" монтаж, внимательное наблюдение за обычной бытовой жизнью персонажей, мастерски связанные с а-ля хармсовскими вербальными "виньетками", по-прежнему вызывает проникновенное и внимательное отношение к этой, обычно незаметной, части нашей жизни.

Основная по объёму часть ретроспективы фильмов П. Поспелова, показанная в рамки МКФ в знаковом «Порядке слов", включала не менее знаковые фильмы "РЕПОРТАЖ ИЗ СТРАНЫ ЛЮБВИ" и "СОБЕЛЬМАН, ОСНОВАТЕЛЬ САЛТЫКОВКИ". Внешне спокойный и неторопливый рассказ об "обычной жизни людей» при вдумчивом просмотре являет собой необычную панораму человеческой жизни, людских отношений, типажей, персонажей - гротескных, незаметных, волевых, слабых…

Отдельно нужно отметить работу известного композитора Сергея Загния. Его музыка в упомянутых фильмах, ранняя в его творчестве, расширяет наше представление об этом необычайном сочинителе и исполнителе атональной музыки на нетрадиционных инструментах.

"Показ одного этого фильма, "О СУХОЙ ТРАВЕ", оправдывает проведение этого фестиваля!" Этим, может быть несколько эмоциональным после просмотра фильма впечатлением, поделился один из зрителей с Президентом фестиваля А. Учителем. Последний довольно и согласно кивнул головой.

Нури Бильге Джейлан, неоднократный обладатель высших наград на МКФ в Каннах, призёр премии Европейской киноакадемии (а в общей сложности - обладатель почти сотни призов на различных мировых киносмотрах) вновь порадовал ценителей настоящего, художественного кинематографа. И в этот раз сыгравшая главную роль Мерве Диздар получила приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль.

Это - неторопливый последовательный рассказ о молодом учителе, работающем "по разнарядке" в небольшом селе в Восточной Анатолии, расположенном на востоке Турции в той её части, что является Турецким Курдистаном. Издавна непростые отношения курдов с остальным населением страны, отсталая экономика области, распространение алавитского вероисповедания, сильно отличающегося от традиционного Ислама - все эти обстоятельства сильно осложняют работу и жизнь главного персонажа. Сильно мешают, в частности, принятые местные нормы и отношения между учителем и учениками, сильно отличающиеся от современных, модернизированных правил в других районах. В результате героя совершенно безосновательно обвиняют в педофилии, причём источником этих обвинений является сама псевдопотерпевшая, выдумавшая причину для некоей "мести", основанной на архаичных, противоречивых представлениях о человеческих взаимоотношениях. Здесь, в качестве своеобразного эпиграфа, можно привести короткий рассказ одного из персонажей фильма: "Я ему вылечил корову, а он убил мою собаку. Почему? Потому что он - человек!" Эти и подобные пессимистические выводы заставляют нашего героя, вместо энергичного осуществления своей мечты "вырваться из этой дыры",  попытаться "на месте" разобраться в непростых переплетениях "любви-ненависти" "потерпевшей", обратить свои рассуждения об этом внутрь себя и, одновременно, постараться понять основополагающие принципы предназначения жизни человека на Земле. "Мы застряли в паутине, которую сами же плетём», - слышит учитель из уст своего визави во время очередной попытки понять с помощью собеседника глубинные причины возникновения обвинения, и мы, вместе с ним, понимаем, что высокая житейская зрелость и мудрость наступает на жизненном пути не сразу. Вместе с героем, наблюдающим за взаимоотношениями в школе и за её пределами взрослых и учеников-подростков, одновременно пытающимся разобраться в различных аспектах своей личной жизни, - мы приходим к драматическому и, одновременно, глубокому пониманию Основных Законов Жизни.

Текст: Юрий Ильин

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения