24 октября в кинотеатре «Мираж на Большом» страхи двух влюбленных оказались настолько сильнее желания, что им пришлось пройти через моральное и физическое насилие, душевную боль, преследование и отвержение. Новый фильм Сюзанны Фогель «Кошки-мышки» - психологический триллер, в котором фантазии юной девушки оказываются сильнее реальности и одновременно с этим молодежное, ироничное кино о проблемах в отношениях и чрезмерной импульсивности. Фильм в отечественном прокате с 26 октября.
Страх жестокого обращения не всегда то же самое, что жестокое обращение. Главная героиня фильма Марго – студентка, работает в кинотеатре и в лаборатории с костями и черепами, которым более трех тысяч лет. Роль Марго исполнила Эмилия Джонс («CODA: Ребенок глухих родителей», «Один день», «Пираты Карибского моря: На странных берегах»). Она создала очень объемный образ, в котором показана не только реальность, но и сны, страхи, мечты и диалоги с самой собой. Причем Марго в реальности – милая, уступчивая девушка, готовая забрать в общежитие собаку и совершенно неспособная сказать «нет», выразить свои потребности или как-то иначе обозначить другому человеку, что ей что-то не нравится. Страх обидеть других приводит к накоплению пассивной агрессии, которая и проявляется через кошмары про откусанную той же собакой голову или фантазии о том, что новый друг может оказаться маньяком.
Новым другом Марго становится Роберт (Николас Браун). Ему тридцать три, у него «добрые глаза и морщинки», он «умный, веселый, и у него кошки». Роберта и Марго разделяет не только разница в возрасте в 13 лет. Она любит «Унесенных призраками», а он - фильм «Империя наносит ответный удар». У них разные предпочтения в постели и возникают сложности в переписке, которая транслируется на экран. И если в начале их отношений Марго больше фантазирует о том, как Роберт один или вместе с ней пойдет на прием к психоаналитику, чтобы признаться, что она «умнее его», «сексуальна и красива», то в дальнейшем, особенно после разговоров с подругой, Марго приходит в ужас, которому способствует обозначенная в начале фильма установка: «Мужчины боятся, что женщины будут над ними смеяться. Женщины боятся, что мужчины их убьют».
Страх подвергнуться насилию оказывается настолько сильным, что в тот момент, когда должна произойти близость, которая и происходит под песню Depeche Mode “Enjoy the silence”, Марго сосредоточена только на собственном внутреннем диалоге, что и приводит девушку к разочарованию.
Эмоциональная депривированность и ожидание жестокого обращения выражаются в том, что Марго убеждает себя, что Роберт обязательно причинит ей боль и страдания, будет ее преследовать, обманывать, манипулировать, унизит или нанесет ей телесные повреждения. Девушка относится к намерениям Роберта подозрительно, ждет самого худшего: агрессии и унижения. Парадокс такой схемы поведения заключается в том, что, ожидая унижения, такие люди позволяют другим обращаться с собой грубо или жестоко, так как в глубине души считают, что заслужили такое обращение. А зачастую они даже провоцируют жестокое обращение, чтобы подтвердить истинность своей схемы. Они могут тестировать других, чтобы узнать, можно ли им доверять. Марго идет дальше: чтобы убедиться, что Роберт за ней не следит, она сама решает следить за ним.
Роберт тоже не живет в реальности. Он очень ревнив и вспыльчив. Его внутренний монолог не озвучен так, как у Марго. До последнего кадра сохраняется ощущение саспенса – может ли этот молодой человек оказаться убийцей или насильником? Роберт не находится в контакте с Марго, хотя и быстро начинает выстраивать созависимые отношения: он перечитывает их переписку, прокручивает в своей голове их диалоги, чтобы понять причину ее поведения, а потом выбирает самый понятный ему вариант, что у девушки должен был появиться кто-то другой. Ревность распыляет его злость и затмевает разум.
Несмотря на весь психологизм, фильм получился не драматическим, а довольно ироничным, легким и молодежным. Мелькающие на экране сообщения и рассуждения об отношениях, например, о том, на сколько сообщений нужно отвечать и как часто, создают видимость простоты, за которой проступает эпоха, в которой доминирование между полами и радикальный феминизм приводят к смещению ролей настолько, что выстраивать здоровые отношения становится все сложнее.
На английском название фильма звучит “Cat person” (человек-кошка). Это название короткого рассказа Кристен Рупениан, который был впервые опубликован в декабре 2017 г. в журнале “The New Yorker”, а потом стал очень популярным в Интернете. Эта история и легла в основу фильма Сюзанны Фогель. Такое название рассказ получил потому, что Роберт пишет Марго, что любит сочинять диалоги за своих котов, но Марго котов у него не находит. Поэтому и начинает его подозревать.
«Кошки-мышки» — это не только фильм о сложностях в отношениях, дезадаптивных схемах и необходимости открыто говорить о своих потребностях. Это еще и киноистория, снятая с большим уважением к кинематографу. В диалогах цитируются многие фильмы, в том числе, и классика, например, «Носферату». И эта отсылка неслучайна, так как основная мысль нарратива озвучена учительницей Марго: «Страх – это твой выбор». Каждый человек смотрит свой внутренний фильм. Одни – комедию, другие фильм ужасов, а третьи – артхаус. «Кошки-мышки» также получился универсальным. Это зрительское кино, которое уже показывают на фестивалях, в том числе и на фестивале «Послание к человеку».
Текст: Инна Зайцева