Как душно летом от любви

Осенью в Петербург приехал Театр Луны на Малой Ордынке и привез нам премьеру этого года — спектакль “Месяц в деревне”, он был показан 4 октября на сцене ТЮЗа. Режиссёр Павел Сафонов смело выбрал “несценичную пьесу” Тургенева, которую автор сам не сильно жаловал. Мало действия и пуд любви - такая получается история.

Летний, лёгкий, наполненный светом - таким оказывается “Месяц в деревне” Павла Сафронова. Кажется, что всё это придумал Бунин, а вовсе не Тургенев. Все томятся, вздыхают, сидят в плетёных креслах, читают Дюма и бросают, играют в вист и пьют чай. Пространство усадьбы обозначено схематично - столбы от ворот и наклонная дырявая крыша. Сквозь щели в досках пробивается мягкий тёплый жёлтый свет и всё обволакивает. Вбегает девочка в матроске, и вдруг садится на корточки, подбирает что-то с земли и долго рассматривает. Потом она подходит к коробке с песком и хоронит это существо. С такой трогательной и одновременно тревожной сцены всё начинается. Шумно разговаривая, выходят остальные обитатели усадьбы и выстраиваются для общей фотографии. На роль фотографа выбран учитель Беляев (Дмитрий Воронин). Именно он и приведёт в замешательство всю неспешную усадебную жизнь, вскружит голову хозяйке и её воспитаннице. Здесь же мы видим безответную и рыцарскую любовь друга семейства Ракитина (Алексей Кондрахов). Юный учитель и сам почти ребёнок, он радостен, энергичен, масштабен в своих суждениях. Ракитин же, наоборот, степенен, наполнен терпением и бескорыстностью. Хозяйка усадьбы — Наталья Петровна (Ольга Ломоносова) прекрасная, лёгкая и романтичная. В ней нет наивности, но есть какая-то внутренняя жажда любви, даже трагической любви. Воспитанница Верочка (Вероника Лысакова) вначале трепетное дитя, она стремительно взрослеет и набирает циничной жестокости, сначала к сопернице, а потом к своей судьбе.

Всё действие протекает в каком-то  безвременье, герои одеты в духе эпохи, но в то же время современно. Действие идёт свои чередом, но в момент наивысшей степени чувств оно замирает, и герои отделяются от бытового течения. Музыка и их слова сливаются, влюблённые остаются наедине с собой, остальные отступают, отодвигаются на задний план. Но миг объяснения пройдёт, музыка стихнет и все опять гуляют, пускают змея или играют в мяч. Только влюбленные и опустошенные женщины будут лежать ничком на полу. Помимо яркого любовного треугольника, в спектакле присутствует комический сюжет. Вся торопливость мира, энергия умещена в уездного доктора Шпигельского (Максим Лебедев). Его шуточки высмеивают повадки и нравы обитателей усадьбы. Доктор всё отражает как зеркало. Что до себя самого, так он считает себя человеком другим. Хотя в сущности ничем не отличается от своих пациентов. Цели у него неблагородные, меркантильные, уровня сделки “невеста за тройку лошадей”. И этого он не скрывает.

Любовь всё дальше и дальше проникает в героев и уже требует жертв, крыша опускается ниже, а из сада их прогоняет гроза. Счастья никто из героев не обретёт, кроме практичного доктора. Но несмотря на это получился светлый спектакль, история о любви, которая облагораживает, делает нас живыми. Она, как летний вечер, заставляет нас дышать глубже.

Текст: Наталья Яковлева 

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения