"Небо позднего августа" Петра Шерешевского в Омском театре драмы - это что-то близкое каждому: песня мамонтенка на звонок мамы, желание не расстраивать родителей, даже когда ты взрослый человек 37 лет ("Нет, я не спиваюсь. Нет, я не иду на дно"). В августе люди собирают урожай яблок, пекут шарлотку и варят варенье в промышленном масштабе. Люди увозят на дачу старые вещи и хранят на балконе лыжи. Люди живут не с теми, кого любят, и любят тех, с кем быть вместе не суждено. Люди меняют свою жизнь, бросают музыку и и театр, идут работать таксистом или учатся водить трамвай. Люди возвращаются в город своей молодости и считают друзей, кто уже умер, а кто жив. Люди ищут счастья. Ищут счастья в ревущие двадцатые, на фоне катаклизмов и войн.
Спектакль "Небо позднего августа" Пётр Юрьевич поставил по пьесам "Переспать с Леной и умереть" Тони Яблочкиной, "Как я простил прапорщика Кувшинова" Ивана Антонова и "Небо позднего августа" Игоря Яковлева в марте 2023. Это постановка про сегодня, про нас, её временные границы охватывают период с 2019 по 2021 год. В "Небе позднего августа" семья собирается на даче, чтобы срубить старую яблоню, которая, хоть и не плодоносит, хранит память о наших любимых людях, которых уже нет. Валерий Петрович (Николай Михалевский) - аутентичный дачник, я встречаю таких у себя на километрах, на нём тельняшка и безрукавка. Поэтому остальные персонажи поначалу выглядят гостями из параллельного мира: они вырядились в вечерние платья и смокинги. Екатерина Потапова, Александр Гончарук, Андрей Агалаков и Вера Фролова олицетворяют будущее, которое неминуемо приходит на смену вишнёвому саду. Аллюзия на Чехова остаётся в сердце отчаянным криком "Кто так рубит ветки?". Яблони, посаженной когда-то любимой женой Валерия Петровича, больше нет, сад пришёл в запустение. Но выросшие дети называют своих будущих детей именами любимых родственников, пусть даже они не современные. И связь поколений продолжает жить.
2020 год - это пандемия и пьеса "Переспать с Леной и умереть". Алексею (Руслан Шапорин) наскучила жена Лена (Алина Егошина) и он влюбился в Лену номер два (Кристина Лапшина), потому что это новизна, препятствия, приключения. Но ведь и его Лена когда-то была недоступной и притягательной, а теперь заперта в золотой клетке загородного особняка, где можно только собирать пазл и ждать мужа, вдруг вернётся. Меня не покидало ощущение, что это одна и та же Лена, просто из разного времени.
Герой пьесы "Как я простил прапорщика Кувшинова" Толик (Егор Уланов) считает, что его заклятый враг из прошлого, Кувшинов, сломав много лет назад его гитару, сломал и его жизнь. Он переживает кризис, оставил карьеру музыканта и развёлся с женой. Толик едет в Воронеж, чтобы отомстить. Но вместо этого пьёт со старым другом и слушает "Doors". Так делают люди: они идут не к психологу, а в магазин за бутылкой водки и банкой горбуши в собственном соку. Что-то нас всё же объединяет.
Персонажи трех пьес перемешиваются, вместе поют и заполняют пространство сцены, рассказывая каждый свою историю, снимают друг друга на видео. Игрушечная красная машинка переезжает из одного мира в другой, в ней таксуют, целуются, на ней едут на дачу. Все три пьесы, на мой взгляд, объединены темой любви и одиночества в толпе. С нами поговорили современно, трогательно и о важном, под музыку Ванечки и песню Валерия Леонтьева, которую когда-то наши родители слушали на пластинке, вырезанной из журнала. Люди плачут, поют и любят. Несмотря ни на что.
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра