Хуго Эрикссен в 2021 году поставил в Псковском театре драмы имени Пушкина черную трагикомедию Сухово-Кобылина "Смерть Тарелкина". Спектакль получился страшным и отталкивающим, никто из героев не вызывает сочувствия. И что самое неприятное - режиссёр хочет, чтобы в персонажах мы узнавали себя, и для этого в какой-то момент камера (а спектакль сами актёры снимают в режиме реального времени - привет Шерешевскому) оборачивается в зрительный зал. Публика смеётся, но это, кажется, нервный смех.
Действие перенесено в современность, а вернее будет сказать - в безвременье. Помните, на записях с видеокамер девяностых (такая была и в моей семье) всегда стояла дата съёмки? В спектакле это 12 мая 1998. Чуть больше, чем через полтора года, Ельцин (его портрет висит на стене в отделе милиции, его скрипучий голос звучит по радио, между песнями Шуры и группы "Технология") скажет: "Я устал", и страна изменится навсегда. Эти перемены кажутся сегодня необратимыми, как смерть.
Тарелкин (Денис Кугай) с первых минут вызывает отторжение и неприязнь, и они не проходят до финала, я не смогла найти в нем приятные черты, хотя Тарелкин в спектакле Семёна Серзина в "Приюте комедианта" - привлекательный и обаятельный мошенник, интересно смотреть, как он выкручивается. Но и остальные герои не лучше: продажный ментовский начальник Ох (Виктор Яковлев), "достойный" представитель современной российской политической элиты - проворовавшийся чиновник Варравин (Андрей Кузин), доктор, которому всё равно, что полицейские пытают подследственного. Это равнодушные люди, которые думают только о своей выгоде. Да и люди ли? Возникает ощущение, что они потеряли человеческий облик. Сухово-Кобылин придумал отличную метафору - тухлую рыбу, которую кладут в гроб для убедительности запаха. И в спектакле действительно используют настоящую селёдку - холодную и бесчувственную.
Если в пьесе для Тарелкина история заканчивается более-менее благополучно: он выживает и готов приниматься за новые тёмные дела ("Не нужен ли кому управляющий именем?"), а в версии Серзина финал остаётся открытым, то Хуго Эрикссен придумывает для героя тёмный и мрачный, как сам спектакль, но вполне предопределенный и закольцованный исход. Нет никаких мцырей и вурдалаков, о которых много говорят в спектакле. Но люди бывают страшнее любых монстров, и пьют кровь ближнего своего.
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра