Просторы палаты номер 6.

Вот такая небольшая заметка появилась на сайте больницы им Кащенко: “В театре «Балтийский Дом» прошла премьера спектакля «Палата №6» (в декабре 2022), ставшая результатом сотрудничества артистов театра и сотрудников больницы. В течение нескольких месяцев участники творческой группы работали в нескольких отделениях в качестве санитаров, что помогло им вжиться в атмосферу психиатрического учреждения и получить ценный психологический и актёрский опыт”. Ценный опыт, испытания на собственной шкуре — вот что нам предлагает прочувствовать Анатолий Праудин. А после увиденного повертеть головой и поразмыслить над увиденным.

Спектакль ещё не начался, и взгляд невольно упирается в сетки железных кроватей, которые поставлены вертикально на сцене. Может, и не кровати вовсе, а клетки для зверей, ограждения, вариантов в голове рождается множество. Всматриваешься вглубь - видишь сначала стопку из трёх матрасов и гору тряпья на них, потом удаётся рассмотреть часть лица. Справа на авансцене что-то похожее на небольшой кабинет: стул, книжные полки и огромный бюст философа. Слева на авансцене тоже кабинет: в нем только стол и стул на колёсиках. На переднем плане ведро, швабра и металлический чайник. Собирается такой аскетичный натюрморт, вызывающий много интерпретаций, располагающий к размышлениям.

Начинается тягучий, медленный, обволакивающий, но пока не утаскивающий с собой спектакль. Выходит доктор Рагин (Константин Анисимов), садится на стул, обводит взглядом зал и молчит. Доктор уже устал. Он выглядит измождённым, неаккуратным. Так он будет сидеть в своём углу почти половину действия. Поражает собранность и внутренняя работа актёра. Доктор реагирует на происходящее вокруг и снова возвращается в мир своих мыслей. Размышление, а не деятельность - вот главное здесь. “Если вы не боитесь ожечься о крапиву, то пойдёмте по узкой тропинке, ведущей к флигелю, и посмотрим, что делается внутри.” - приглашает нас Чехов. А внутри находятся “больные”, “странные” люди. Всех пациентов играет один актер - Виктор Бугаков. Рутинный обход - каждый пациент становится в центр клетки и кратко рассказывает о себе. Перед нами разыгрывают абсолютно разные человеческие образы, имеющие свои особенности. В этот момент внешний вид не имеет никакого значения, да и все пациенты на одно лицо. Перед врачами лишь “случай из практики”. Обход происходит каждый день, и зрители могут узнать пациентов по одним только штрихам их образов - у кого-то сыпь, кто-то с палочкой, кто-то заикается. У доктора есть помощник фельдшер - типичный медицинский чиновник, который любить пить чай с тортом. Настоящий торт с большими розовыми розами из жирного крема он поедает длинной ложечкой. Вот она - пошлость в своей наивысшей точке, та, на которую постоянно сетовал Чехов.

Фразы из пьес Чехова - "Три сестры", "Дядя Ваня" вспыхивают посреди диалогов персонажей. Профессор Серебряков присутствует в виде проволочной куклы, с непомерно большой головой. Он постоянно плачет, оттого, что у него что-то болит. Так и не удаётся выяснить, что у него болит, может, душа. Есть пациент Солёный, которому видится Коля. Не загубленный ли барон к нему является? Он любит Прозорову Ирину Сергеевну - ассистентку Хоботова. Хоботов и Ирина - новые люди в больнице. Они прибывают восторженными, в руках у Хоботова книга о последних достижениях в психиатрии, он везде её демонстрирует. Скоро и новый фельдшер погружается в рутину, пошлость и безразличие этого места. Нет никакой борьбы за власть в больницы, есть только подписание липовых подрядов. Часто фельдшер, Ирина и Хоботов будут сидеть за столом и проваливаться в сон, особенно, когда будет говорить Рагин. Он будто их усыпляет.

Методы лечения в больнице соответствующие - ударотеропия (битьё кулаком по голове), уринотерапия и чтение Ака́фиста. Мелодии, которые это все сопровождают - советские популярные песни, или вдруг прорезающийся среди тишины голос Елены Малышевой из программы “Здоровье”, с бодрыми советами. Становится страшно, действительно начинает пахнуть безумием. Среди всех пациентов есть тихий, воспринимающий всё с покорностью и некоторой благодарностью - Ванечка Громов. Он шизофреник, который вначале просто акафист знает и готов убрать в палате. Ванечка смиренно меняет подгузники профессору, ухаживает за ним. Сначала по велению докторов, а потом по собственному велению души. И чем ближе финал спектакля, тем ярче проступают в Громове черты мученика, которого должны канонизировать. У него и лопухи зимой не вянут, он лихо их приспосабливает под подгузники для профессора. Громов отзывается голосом в голове у доктора Рагина. Кажется, это вторая личность доктора. И Рагин приходит к нему в палату и решает там остаться. Спрятаться от реальности, ужасающе пошлой, разрушающей всё. Они с Ванечкой лепят образ Богородицы с младенцем из теста. Но и он не помогает отвести морок. Доктор сходит с ума, и коллеги решают его лечить. На голову ему надевают шлем с антеннами, в духе советской фантастики, а хор медперсонала поёт советскую попсу. Но, кажется, доктор излечен и внезапно умирает от удара. Что-то порвалось у него внутри.

Уже после смерти Рагина Громов расскажет ему притчу о бесплодной смоковнице. Её нужно окапывать, тогда она даст плоды. Выходит Антон Павлович и раздаёт лопаты Рагину и Громову. Смоковница возникает из железных кровати, сетки рабицы, а почвой для неё становятся твёрдые доски сцены. Нет, в сцену лопаты не входят, не пробить эту твёрдость. Так и остаётся смоковница неухоженной. Много аллюзий на нашу жизнь даёт спектакль Анатолия Праудина, но, пожалуй, ответов в нём нет. Придётся размышлять и искать самим.

Текст: Наталья Яковлева

Фото театра

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения