"Киса" Семёна Серзина в Приюте комедианта (премьера 2020 года) - это смешное и трогательное живописание бесприютной и обречённой страны. Сцена будет казенным домом: больницей или вокзалом - вокруг голый неуютный кафель. Мы будем жить в окружении грязных стен, облепленных разноцветными прямоугольниками полуистлевших объявлений, в которых люди ищут дом, пристанище, свой путь. Это убогое пространство для нас украсят золотым конфетти, в нём споют и станцуют. Его будут обживать. Старый мир рухнул, на его руинах граждане новой страны пытаются построить новый, да и просто выжить, не умереть от голода, не оскотиниться, остаться людьми.
Наконец-то я увидела Семёна в большой роли. Он играет Кису, которого, как режиссер, выводит в качестве главного героя, противясь идее Ильфа и Петрова, делавших акцент на приключениях Остапа Бендера (обаятельный Алексей Ведерников, в него нельзя не влюбиться). На таких мошенниках держится страна, они всегда выкручиваться, выживают и не упустят своего, да. Но интереснее другое: как заурядный Киса, которого никто не воспринимает всерьёз, находит в себе возможность пойти на убийство? Неужели в каждом прохожем или соседе по лестничной клетке спит зверь, который может однажды поднять голову? И мы видим, как предводитель дворянства идёт к этому, каким тяжёлым становится его взгляд.
Но страшное будет потом, мы ведь все читали книгу и знаем, чем кончится. Полтора часа мы будем смеяться до слез. Потому что Бендер и Киса будут ходить по зрительному залу в поисках того самого бриллиантового стула и есть канонический доширак в поезде. Потому что отец Фёдор (великолепный Илья Борисов) в своих мечтах, которые никогда не сбудутся, будет врать в письмах жене и отдавать наперсточникам последние штаны, в буквальном смысле. Потому что Татьяна Полонская - действительно знойная женщина, мечта поэта и похожа на пирата. Потому что Владимир Карпов будет то подавать водку и закуску в кафе-шалман, под современную попсу, то изображать инвалида, чтобы заработать денег, на которые потом купят стулья, только они никому не принесут счастья. Марина Даминева играет то уличного мальчишку, то жену, не желающую ходить в вегетарианскую столовую. Россия, которая нас не забудет, предстаёт в виде большой коммунальной квартиры, в которой самые разные люди вынуждены уживаться вместе: в одной комнате любят друг друга, в другой - ругаются, "на тридцать восемь комнаток всего одна уборная", и она постоянно занята.
В "Кисе" чувствуется дуновение девяностых, они пересекаются с двадцатыми. Остап Бендер одет в белый костюм, в таком не стыдно поехать в Рио-де-Жанейро, но ещё у него есть красная куртка-олимпийка - в такой уже не стыдно сходить на "Общагу на крови" или "Квадрат". Отец Фёдор щеголяет в спортивных штанах. Тяжело, но интересно жить в эпоху перемен.
Спектакль стал моим лекарством от боли, грусти и чудовищных новостей последних дней. На поклонах мы пели: "А при коммунизме всё будет заебись. Он наступит скоро, надо только подождать". Это было очень красиво, и откуда, хочу поинтересоваться, такая роскошная шуба?
"Это конец, мой единственный друг. Я больше никогда не посмотрю тебе в глаза".
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра