В рамках гастролей пермского театра “У Моста” в Петербург привезли постановку “Старший сын” (премьера - 2021 г.) по одноимённой пьесе Александра Вампилова. Пьесы Вампилова сейчас достаточно сложно ставить, в них прописана особая атмосфера времени их создания, здесь важно почувствовать, чем жили прототипы его персонажей. Кредо режиссёра Сергея Федотова - постановка классики, без новаторской перекройки пьесы. Его режиссерский приём - открывать действие через воспоминание, ностальгию по тому времени. Советские песни тихо и вкрадчиво звучат на заднем фоне действия, декорации нам напоминают островки нетронутой старой застройки. Спектакль разворачивается в провинциальном городе, который сохранил уют безвременья, герои представлены обычными людьми, а не гротескными персонажами с ежеминутной рефлексией.
История начинается с того, что два молодых загулявших студента опоздали на последнюю электричку в город и им нужно найти приют на ночь. На улице холодно, и никто не хочет их пускать на ночлег. И тогда им в голову приходит фантастический план: один из них прикидывается блудным сыном одного из жителей городка. Студентам несказанно везёт, что они попадают в семью музыканта Сарафанова (Илья Бабошин), “маленького человека”, ведущего прозаичную жизнь. В этот момент Сарафанов находится в достаточно плачевном состоянии - его уволили из филармонии, и теперь он играет на танцах и похоронах. Его дочь выходит замуж и уезжает на Сахалин, а младший сын (Виталий Швец) безнадёжно влюбился и хочет сбежать из дома. В таком состоянии Сарафанов охотно верит незадачливым студентам и принимает одного из них, Володю (Дмитрий Мурзаев), за родного сына, который мог родиться у его первой возлюбленной.
Всё это могло преподноситься как злой фарс, однако Сергей Фёдоров переводит эту ситуацию в комедию положений, сглаживая таким образом накал страстей. Получается настроение, схожее с фильмом “Служебный роман”. Помимо этого, добавляет домашней теплоты световое оформление, и декорации, схожие с домом любимой бабушки. Сцена выглядит уютно: оранжевый абажур, круглый стол, старый диван и телевизор, гремящие гранёные стаканы, это располагает к разговорам до утра. Всё это переводит постановку в регистр задушевной беседы и воспоминаниях о весёлой юности, чувствуется что-то родное во всём этом.
Злая шутка раскрывает в героях всё самое лучшее, очищая их от ненужных отношений, которые раньше казались настоящими. Чужие люди становятся родными и близкими, Сарафанов верит "старшему сыну" на слово. Это, пожалуй, уже утрачено в наше время, искренняя наивность осталась в той эпохе. Нам же остаётся только подпитаться теплом чего-то родного от этого спектакля и стать на один вечер немного добрее к проходящим мимо незнакомцам.
Текст: Наталья Яковлева
Фото театра