В этом году Международный кинофестиваль кино России и стран ближнего зарубежья LEFF проводился в четвёртый раз. Его направленность для настоящих и серьёзных любителей кино важна: увидеть программу фильмов национальных студий Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Молдовы и др. на экранах в рамках обычного проката практически невозможно, русскоязычный интернет также нечасто щедрится на фильмы этих стран, предпочитая привычный подход к составлению "киноассортимента". Развитие киновекторов упомянутых стран, естественно, происходит с учётом национальных традиций, нам непривычных, но от этого не становящихся менее важными для гармоничного представления о развитии мирового кинопроцесса. Конечно, как и на любом киносмотре, качественный уровень представленной кинопродукции различен. Но некоторые фильмы, несомненно, интересные, важные и не обязательно отмеченные премиями LEFF-овского жюри, стоит дополнительно отметить и закрепить в нашей внутренней "кинобиблиотеке мозга". Естественно, мы отдаём себе отчёт в том, что нижеизложенные оценки индивидуальны, субъективны и могут быть пристрастны
"ОДИН МАЛЕНЬКИЙ НОЧНОЙ СЕКРЕТ" - главный приз конкурса игрового кино. Несомненно, один из сильнейших фильмов на фестивале. Режиссёр Наталья Мещанинова (среди других - работа над сценариями известных "Аритмии" и "Снегиря" Б. Хлебникова, режиссура фильмов "Комбинат "Надежда", "Сердце мира") сняла отчасти автобиографический рассказ о своём бедном детстве, подростковом буллинге со стороны сверстников в юности, сексуальных домогательствах со стороны отчима. ...Первые поцелуи, первая любовь, защитное отторжение от внешне благопристойной, но мучительной и отчаянной домашней ситуации - картина получилась местами очень жестокой, но, вместе с тем, проникновенно и деликатно рассказывающей о взрослении 14-летнего подростка, психологически переходящего из состояния девочки в девушку.
"ОБНАЖЁННЫЙ" - лучшая операторская работа Имана Иманова в конкурсе игрового кино. Режиссёр Хикмат Рагимов поставил внешне сухую, бесстрастную драму-притчу. Никто, кроме неимущего героя, не может похоронить соседа. Переезжая от кладбища к кладбищу, везде натыкаясь на требование взяток, герой впадает в когнитивный диссонанс, психологический и неразрешимый ступор. Вместе с тем, проглядываемая аллегоричность фильма навеяна, по рассказам режиссёра, наблюдениями за реальными похоронами. Дебютная картина известного актера театра и кино не стала "первым блином - комом". Помимо награды на LEFFе, фильм отмечен как у себя на отечественных азербайджанских кинофестивалях, так и на МКФ в Праге и в Стамбуле.
"VAD'D'A. МЫТАРСТВА" - лучший неигровой фильм режиссёра Никиты Добрынина. Фильм сделан при помощи некоммерческого фонда поддержки кинематографа "Пример интонации". Упоминание о фонде не случайно: он, во главе с своим художественным руководителем А.Н. Сокуровым, помимо своей практики - работы с дебютными картинами начинающих режиссёров, зарекомендовал себя внимательным и вдумчивым отношением при выборе сюжетов для осуществления будущих работ, затрагивающих важные, зачастую животрепещущие для нашей страны темы. Ученик А. Сокурова, Н. Добрынин снял документальную драму о вожанах, малочисленной народности (численность в России по результатам последней переписи - 64 человека). Деревни, где живёт основная часть вожан, попала "под раздачу": расширение строительства Усть-Лужского морского порта ведёт к уничтожению мест компактного проживания этой народности. Перспективы развития языка, самого народа и его культуры (спойлер: невесёлые), интервью с вожанами и теми, кому будущность этого народа небезразлична, и является содержанием картины.
"ЧЁРНЫЙ ВАГОН" киргиза Адилета Коржоева получил приз за лучшее визуальное решение в конкурсе неигрового кино. Яркая, экспрессивная, эмоционально выразительная зарисовка о шахтёрах, вынужденных рисковать своей жизни ради пресловутого выполнения плана, молодого, но имеющего уже широкую известность режиссёра побывала на нескольких престижных кинофестивалях.
Несколько фильмов, не получивших наград LEFFa, тем не менее, на наш взгляд, своим участием в фестивале поддержали его хорошее реноме. Среди них "НАСЛЕДИЕ" Романа Михайлова, о котором мы уже рассказывали. Фильм, получивший несколько наград на различных МКФ, внимательно следящих за новыми векторами развития киноязыка, не был отмечен на данном фестивале, пожалуй, именно из-за приверженности LEFFa классическо-традиционному направлению развития сюжета (что, понятно, никак не ущемляет ни сам фестиваль, ни, тем более, "Наследие"). Среди не отмеченных по этой же причине фильмов нужно отметить "НИКУДА, НИГДЕ И НИКАК" - курсовую работу ВГИКовки Иваны Соловей, сделавшей 20-минутную работу (которую снимала целый год) о некоем молодом человеке, современном Обломове нашего времени. Ироничная, язвительная, иногда переходящая в сарказм зарисовка (трейлер показывает только лёгкий контур этой личности), несомненно, многообещающая заявка на творческое будущее этой студентки.
Также нужно отметить "ЖЕНЩИНУ В ЧЁРНОМ" гватемальского режиссёра Ренато Борайо. Он окончил ВГИК, живёт и на своей родине, и в России. Предыдущий фильм режиссера, "ЖИЗНЬ ИВАННЫ", рассказывающий о жизни женщине-оленеводе, матери пятерых детей, живущей в сибирской тундре, призер множество кинофестивалей, "сделал имя" режиссёру. На этот раз Ренато рассказывает об игуменье Инес Айау Гарсиа - настоятельнице единственного православного храма в Гватемале. Полная многолетнего подвижничества жизнь Инес, помогающей людям обрести себя, несомненно, новая успешная работа режиссёра.
Из внеконкурсной программы нужно отметить две чрезвычайно любопытные ленты.
"НЕМАЯ ЖИЗНЬ. ИСТОРИЯ ЖЕНЩИНЫ В ЧЁРНОМ" - новая работа Владислава Козлова, русского по происхождению режиссёра, работающего в США. Его внешнее сходство с идолом американского кино Рудольфом Валентино, многолетняя работа на съёмочных площадках Голливуда, а также 18-летняя работа над сценарием этого фильма, суммировались, в итоге, в этой новой, не обязательно правдивой, истории о кумире женщин своего времени (рассказывают, что последняя из многих женщин-самоубийц покончила с собой на могиле Валентино спустя уже семь лет после его смерти). Сам фильм, где режиссёр играет главную роль, (полу)вымышленная история про фанатичную почитательницу суперзвезды, прожившую всю свою жизнь в неистовом почитании этого секс-символа Америки 20-х годов прошлого века. Фильм В. Козлова - обладатель нескольких премий на различных американских МКФ.
Также привлекает внимание "УГОЩЕНИЕ ЯСТРЕБА" молодого индийского независимого режиссёра Кришненду Калеш. Фильм - совершенно далёкая от Болливуда, мрачная антиутопия, (не)научная фантастика - "на индийский манер" продолжает тему, уже разрабатывавшуюся Е. Замятиным в "Мы", Д. Оруэллом в "1984", Р. Бредбери в "451 по Фаренгейту" etc.
Cейчас, оглядываясь назад на уже прошедший IV МКФ LEFF, более отчетливо начинаешь понимать, что фестиваль от года к году крепнет, набирает свои художественные силы, уходит от региональности и становится заметным явлением в ряду отечественном киносмотров, что приятно и лестно как для студии Лендок - организатора фестиваля, так и для Санкт-Петербурга, не теряющего своего звания культурной столицы страны.
Текст: Юрий Ильин