В последний день лета в рамках мероприятий, проходящих на выставке "Валентин Самарин - ровесник века. Свет и серебро времени", прошёл live композитора и исполнителя Павла Додонова. Он наиболее известен как гитарист и соавтор Дельфина, вместе с которым записал четыре альбома. Додонов - автор музыки к фильму «Жить» Василия Сигарева и к трем фильмам Романа Михайлова: "Отпуск в октябре", "Наследие", "Мы поедем с тобой в Макао".
Зрители увидели и услышали сложный аудиовизуальный перформанс, в котором Павел, с помощью различных электронных устройств накладывал друг на друга "слоями" (по определению музыканта) одновременно слышимые музыкальные темы, творя в сложной полифонии необычную, совершенно оригинальную музыку, фантастически-космическое звучание которой получалось сочетанием одновременно воспроизводимых составных созвучий в виртуальных недрах электронных устройств. Композитор одновременно управлял целым набором этой электроники и солировал на гитаре. И всё это, в свою очередь, сочеталось с видео проекцией, также являвшейся компиляцией различных (не)сюжетов, от угадываемых силуэтов дуэта А. Осипенко и Д. Марковского до таинственных узоров, плавно перетекающих один в другой и заставляющих вспомнить "Равинагар" Р. Михайлова или одну из тем неоконченного фильма Р Хамдамова "Нечаянные радости", включенного в его же "Anna Karamazoff". Видеоинженером здесь выступал Алексей Родионов, бессменный оператор всех фильмов Р. Михайлова.
Сразу после концерта нам удалось побеседовать с П. Додоновым и взять у него интервью.
ОКОЛО: Для начала, несколько провокационный вопрос. У Вас сегодня был достаточно "тяжёлый" бэкграунд. С одной стороны, сегодня стало известно сразу о трёх наградах фильмов Романа Михайлова(*), музыка для которых Вами написана; с другой стороны, мы на выставке В. Самарина, на тему которой Вы сейчас импровизировали; наконец, нужно отметить влияние храма Петрикирхе, в котором мы находимся и который действует на нас всех, излучая некую энергию, инфлюенцию - что Вы чувствовали, когда импровизировали и играли?
Павел Додонов: Я старался всё делать очень аккуратно, нежно и проникновенно. Петрикирхе - очень интересное место. Мне кажется, что я поймал какую-то определённую волну, колебания, здесь имеющиеся, и моя импровизация сумела на всё это наложиться.
ОКОЛО: Когда вы познакомились с творчеством Самарина?
П.Д.: Раньше знаком не был. Материалы по выставке мне прислал Алексей (Родионов). Я себе что-то заранее наметил. Решил, что первая импровизация будет как некая месса. Я не "жестил" и всё сложилось и наложилось - место, выставка...
ОКОЛО: Как Вы один создавали звучание целого ансамбля?
П.Д.: У меня есть специальный прибор - сэмплер. С его помощью можно сделать "многослойную" музыку из нескольких частей и накладывать их друг на друга.
ОКОЛО: То есть - многоголосие, сейчас звучащие, делалось live?
П.Д.: Да, безусловно. Ничего заранее записано не было. Я сыграл, тут же записал и это продолжает "само играть", а я ещё могу всем этим манипулировать: повышать тон, понижать... Мы ещё поставили ревербиратор и, вместе с тем, играли очень деликатно, учитывая место исполнения и особенности акустики. Вообще, я учитывал камерность этого выступления.
ОКОЛО: Как произошла ваша встреча с Михайловым?
П.Д.: С Ромой мы познакомились в феврале. Нас познакомил общий друг, писатель Валерий Айрапятян. Рома в это время монтировал "Отпуск в октябре", он нашёл у меня мелодию, которая стала основной в фильме. Потом мне пришлось делать дополнительно много танцевально-электронной музыки под уже снятый материал. А в "Наследии" всё уже происходило параллельно. Я прочитал сценарий и уже представлял, как там всё с моей стороны должно быть. Делалось всё не "под картинку". В "Поедем с тобой в Макао", наоборот, всё делалось "под картинку". Ну, а дальше - посмотрим, как получится.
ОКОЛО: То есть, вы продолжаете работать вместе. Известно, что режиссёр сейчас снимает фильм "Жар-птица".
П.Д.: Да, мы, так сказать. зацепились и нашли друг друга (улыбается).
ОКОЛО: Расскажите немного о себе, пожалуйста.
П.Д.: Пишу музыку давно. Много работал с Дельфином (Андреем Лысиковым), пишу музыку к фильмам. Самое, наверное, известное, саундтрек к фильму "Жить" Сигарева. Считаю эту работу для себя очень важной. Потом переехал в Питер, работал с ДДТ.
ОКОЛО: Как вы относитесь к фильмам Михайлова не как композитор, а как зритель?
П.Д.: Меня, в некотором смысле, кино вдохновляет больше, чем музыка. К фильмам Романа отлично отношусь. Больше всего мне нравится его "Отпуск в октябре".
ОКОЛО: И, пожалуйста, последний вопрос. Кто из режиссёров и кинокомпозиторов Вам нравятся больше всего?
П.Д.: Их много. Но, в первую очередь, Антониони, Одзу, Куросава. а из композиторов - Вангелис, Клифф Мартинес.
ОКОЛО: Спасибо за интервью! Успехов и большого творчества!
(*) в один день пришла информация о трех наградах, полученных фильмами Р. Михайлова. На МКФ "Восток &Запад. Классика и Авангард" приз "За лучший сценарий" получил фильм "Наследие". На "Открытом российском конкурсе "Сплетённые параллели" также "Наследие" удостоилось награды "За лучшую режиссуру". На МКФ "Будем жить" исполнительница главной роли Даша Мацель получила приз "за лучшую женскую роль" в кинофильме "Отпуск в октябре".
ВНИМАНИЕ! ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Кинопоказ экспериментальных фильмов "Алхимики кино" в рамках выставки В. Самарина, предварительно объявленный на 3 сентября, переносится на 4 сентября. Начало 21-00.
Над интервью работали: Юрий Ильин (текст) Татьяна Скиба (фото).