В рамках больших гастролей Омского театра драмы в Театре на Васильевском 13 сентября состоялся показ постановки “Отец”. Пьесы Стриндберга в последнее время нечасто увидишь на сцене, тем интересней было взглянуть на этот спектакль, который был отмечен Золотой маской.
Режиссёр Павел Зобнин предпочитает ставить спектакли в ключе психологического театра, где всё разворачивается подробно и медленно. Пружина, которая в конце будет порвана, заводится неспешно. На сцене выстроена уютная комната в скандинавском стиле - деревянные балки, бюро из ясеня, круглый стол, диван и тронутые морозным узором окна. Канун Рождества, члены семьи украшают дом разноцветными флажками и приносят фигурку Санта-Клауса. Эта слишком уютная тишина предполагает бурю впереди. Дальше перед зрителем будет разыграна битва между женским и мужским началом, борьба за ребёнка и медленное сошествие в ад. Все домочадцы, включая бабушку с деменцией и престарелую нянечку, буду бороться за своё видение судьбы дочери Ротмистра (Михаил Окунев) - Берты (Кристина Лапшина). Реализация своих амбиций на ребёнке, навязывание своей воли - это вполне современные реалии. Главные противоборствующие стороны в этом конфликте: Ротмистр (Михаил Окунев) и его жена Лаура (Анна Ходюн).
Стриндберг сделал ставку на женское коварство, которое свело Ротмистра в могилу. Но в спектакле Зобнина нет превосходящей стороны, происходит столкновение равных сил, при этом мы не видим ярость противоборства, семейные скандалы и летающие лампы. Нам, кроме того, предлагается колкая самоирония актёров. Всё сработано тонко, диалоги похожи на фехтовальный турнир. Выпад, ещё выпад и укол. Михаил Окунев представляет Ротмистра скорее старым воякой, чем учёным. Он расчётливый и прагматичный, может быть грубым, но так же он полон любви к дочери и няне. Ротмистр не выглядит плоским образом мужлана, наоборот, это сложный интеллектуал с внутренним стержнем. Лаура, которую играет Анна Ходюн, не просто коварная женщина, которая способна на всё ради своей цели. Жена ротмистра утончённая, умная женщина с нелёгкой судьбой. Поэтому семейные перепалки выглядят как красивые сражения, за ними с интересом наблюдаешь. Удивляешься, как ловко и методично сводит с ума Лаура своего мужа, стоит ей заронить мысль о том, что Берта - не его родная дочь.
Чем дальше, тем больше обнажаются социальные проблемы общества, где семейные споры превращены в неразрешимые философские вопросы. Казалось бы, в судьи можно призвать доктора (Виктор Черноскутов), но он нерешителен, хотя и старается быть объективным. Всё, на что он способен, так это констатировать очевидное. Кажется, что женщины в этой пьесе гораздо решительнее мужчин. Среди таких человеческих бурь всегда звучит мотив "Silent night", что наводит ещё больше страха. Нежная мелодия сопровождает разлом семьи, и возможно, самого этого понятия. Это и есть трагическая часть спектакля, но наряду с ней существуют и комические моменты, которые позволяют вдохнуть немного воздуха в эту постановку.
Зачем же смотреть, казалось бы, немного устаревшую пьесу “Отец”? Может быть, для того, чтобы ещё раз задать себе вопрос, ради чего мы можем предать близких. Посмотреть на сегодняшнее время и подумать, а как много изменилось с момента написания пьесы. Или же просто научиться колким семейным провокациям.
Текст: Наталья Яковлева
Фото театра
Извините, поправка — в Питере играла не Ирина Бабаян, а Кристина Лапшина