Открытие сезона симфонического оркестра "Северная Симфония" под управлением Фабио Мастранджело состоялось 21 сентября в Концертном зале Мариинского театра. Прозвучали сочинения Ипполитова-Иванова, Римского-Корсакова и Чайковского. Солисты Елизавета Михайлова (меццо-сопрано) и Гайк Казазян (скрипка).
В первом отделении прозвучала симфоническая поэма для сопрано с оркестром «Мцыри» Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова. Он был учеником Николая Андреевича Римского-Корсакова и стал профессором Московской консерватории по приглашению Пётра Ильича Чайковского. Закончив обучение в Петербургской консерватории, Ипполитов-Иванов с 1882 по 1893 годы работал в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в качестве руководителя основанного им отделения Русского музыкального общества, оперно-симфонического дирижёра и преподавателя музыкального училища. Творчество композитора пронизано грузинскими и армянскими фольклорными мотивами. Симфоническая поэма «Мцыри», завершенная Ипполитовым-Ивановым в 64 года, несомненно, является ярким образцом его зрелого творчества. С первых тактов воображение рисует величественные горные пейзажи, создает ощущение тревоги и предвещает трагический финал героя. «Мцыри» сочинение ad libitum - это означает, что исполнителю предоставляется свобода в выборе характера исполнения — темпа, динамики.
Скрипка трепетала в руках Гайка Казазяна, который все наращивал темп, оркестр мягко обрамлял нежную мелодию. Концерт для скрипки с оркестром Чайковского, закрывавший первое отделение, вызвал неподдельное восхищение слушателей. Бурная реакция зала была вознаграждена выходом скрипача на бис.
Второе отделение открывала симфоническая сюита Римского-Корсакова на сюжет арабской сказки Сенковского "Антар", которая была написана композитором в возрасте 24 лет: «...Я, по мысли Балакирева и Мусоргского, обратился к красивой сказке Сенковского (барона Брамбеуса) "Антар", задумав написать симфонию или симфоническую поэму в четырех частях на ее сюжет. Пустыня, разочарованный Антар, эпизод с газелью и птицей, развалины Пальмиры, видение Пери, три сладости жизни — мщение, власть и любовь, — и затем смерть Антара, — все это было весьма соблазнительно для композитора, — пишет Римский-Корсаков. — Я принялся за сочинение в середине зимы (1867—1868 гг. — Л. М)... I и IV части "Антара" были окончены мною... и заслужили похвалу друзей, за исключением Балакирева, одобрявшего их несколько условно. Сочиненная тогда же II часть — "Сладость мести" в h-moll — оказалась совсем неудачною и была мною оставлена без употребления».
Завершила концерт симфоническая поэма Чайковского «Франческа да Римини». В поисках сюжета для оперы композитор ознакомился с либретто К. Званцова «Франческа», основанном на «Божественной комедии» Данте. Чайковского увлекла история несчастной любви Франчески и Паоло, описываемая в пятой песни первой части («Ад») «Божественной комедии». Франческа, дочь Гвидо да Полента, синьора Равенны, была выдана замуж за Джанчотто Малатесту из Римини, чтобы положить конец вражде между семьями. По обычаю свататься в Равенну приехал не сам Джанчотто, а его младший брат, Паоло. Франческа полюбила его и была убеждена, что именно Паоло — ее жених. Ее сердце было разбито, когда обвенчали с горбатым, кривым, ревнивым Джанчотто.
Поскольку история Паоло и Франчески была хорошо известна его современникам, Данте не останавливался на ней подробно. Чайковский же сам подробно пересказывает в предисловии к партитуре так увлекший его сюжет: «Данте, сопутствуемый тенью Вергилия, спускается во вторую область адской бездны. Воздух здесь оглашен стенаниями, воплями и криками отчаяния. Среди могильного мрака рвется и мечется буря. Адский вихрь неистово мчится, унося в своем диком кружении души людей, разум коих помрачила в жизни любовная страсть. Из бесчисленного множества кружащихся душ человеческих внимание Данте особенно привлекают две летящие в обьятиях друг друга прекрасные тени Франчески и Паоло. Потрясенный раздирающим душу видом юной четы теней, Данте призывает их и просит поведать, за какое преступление они подверглись столь ужасному наказанию.
Тень Франчески, обливаясь слезами, рассказывает свою печальную историю. Она любила Паоло, но была против воли выдана замуж за ненавистного брата своего возлюбленного, горбатого, кривого, ревнивого тирана Римини. Узы насильственного брака не могли заглушить нежную страсть Франчески к Паоло. Однажды они читали вместе роман о Ланселоте. «Мы были одни, — рассказывает Франческа, — и читали, ничего не опасаясь. Не раз мы бледнели, и смущенные наши взоры встречались. Но одно мгновение погубило нас обоих. Когда наконец счастливый Ланселот срывает первое любовное лобзание, тот, с которым уже теперь ничто не разлучит меня, прильнул губами к трепетным устам моим, и книга, раскрывшая нам впервые таинство любви, выпала из рук наших!..» В это мгновение неожиданно вошел супруг Франчески и ударами кинжала умертвил ее и Паоло. И, рассказав это, Франческа, в объятиях своего Паоло, снова уносится неистово и дико мятущимся вихрем. Охваченный бесконечной жалостью, Данте изнемогает, лишившись чувств, и падает как мертвый». И музыка была полна мрачного напряжения, в ней мерещились и языки пламени, и сталь клинка, и всепоглощающая любовь.
Театральный сезон 2023-2024 станет первым для Санкт-Петербургского Музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина (бывший театр «Мюзик Холл») после обретения нового имени. В марте историческое здание театра закрылось на масштабную реконструкцию, поэтому в этом сезоне коллектив будет выступать на различных театральных и концертных площадках.
Текст и фото: Александр Шек