Вы помните, какое оно - небо позднего августа? Стоит выйти где-нибудь за городом в поле, поднять голову, и вы увидите тёмное, почти чёрное, глубокое, но ясное небо с ярко горящими звёздами. Можно увидеть Млечный путь. Вот такая же внезапная ясность и глубина овладевает героями спектакля “Небо позднего августа”, поставленного Петром Шерешевским в Омском театре драмы в марте этого года. За литературную основу взяты три современные пьесы: «Переспать с Леной и умереть» Т. Яблочкиной, «Как я простил прапорщика Кувшинова» И. Антонова и «Небо позднего августа» И. Яковлева. Они разбиты на фрагменты, связанные между собой режиссёром одной тональностью и общим сценическим пространством. Сами же герои по ходу действия пытаются собрать пазл своей жизни заново. Мы встречаем их в момент, когда они решили изменить свою жизнь, это поколение людей, приближающихся к цифре 40 или 70. Кризис личности и точка невозврата маячат перед их глазами. Непонимание родных не помогает делу, они не способны увидеть боль своих близких. Такой тяжёлый сюжет мог бы свестись к банальной чернухе на сцене, но Пётр Юрьевич видит это как долгожданный светлый момент прозрения, максимальной человеческой честности, ничего не требующей любви.
Артисты помещены в белое, светлое пространство, где на заднем плане трёхметровая статуя охотничьей собаки и аллея фонарей. Использован фирменный режиссёрский ход - живая съёмка происходящего на сцене. Все эти крупные планы актёров, деталей интерьеров помогают усилить настроение той или иной мизансцены, подвести зрителя как можно ближе к режиссёрской задумке. Омские актёры одинаково превосходно существуют как в рамках сцены, так и на крупных планах видео.
Спектакль озаглавлен так же, как пьеса Игоря Яковлева. Его герои собираются в выходные на даче в 6 соток, чтобы срубить старую яблоню. Весь участок со стареньким фанерным домиком, зелёным садом, колодцем и дачниками помещён в рамки макета, который стоит посередине большого обеденного стола. В общем пространстве он смотрится как японский сад камней с деревьями бонсай. Символ старой яблони, которая перестала плодоносить, но хранит в себе память о матери, бабушке и жене, является ключевым образом "Неба позднего августа". Герои других пьес тоже имеют за спиной прошлое, которое их тяготит, и от которого надо избавиться.
На экране появляется 2020 год — пандемия и перед нами семья, которая сбежала из Москвы загород. Они заперты в большом комфортном доме. Лена (Алина Егошина) сосредоточенно собирает пазл. Глава семейства Лёша (Руслан Шапорин) ходит из угла в угол. Ему наскучила его семья, работа, а от кризиса среднего возраста он сбегает в поля, гулять с собакой. Алексей попросту залезает на огромного белого пса, который уносит его, как Серый Волк, вдаль от постылой жизни. Поля, которые он купил в порыве стать фермером, требуют обработки и заботы. Однако его сыну и жене это не интересно, они тоскуют по шуму мегаполиса. От скуки и непонимания Алексей придумывает себе любовь к своей бывшей сотруднице Лене (Кристина Лапшина), пытаясь таким образом почувствовать себя живым. Но новая Лена не согласна стать лекарством от тоски или новой игрушкой. Она не хочет в стерильную белую клетку.
Рядом с этим внешне идеальным семейством Алексея, в том же пространстве разыгрывает свою жизнь Толик из пьесы “Как я простил прапорщика Кувшинова”. Вроде бы успешный коммерческий музыкант, не снискавший своим личным творчеством успеха, решает круто изменить свою жизнь. Он бросает работу, жену, возвращается жить к деспотичной маме, и медленно спивается. Толик и его друг-музыкант Сеня пьют водку на кухне и жадно едят горбушу из банки руками. Звонок мамы, на которую стоит самая жёсткая часть девятой симфонии Шостаковича, а не "Песенка мамонтёнка" Шаинского, как у нормальных людей, пытается достать Толика с глубины. “Нет, я не спиваюсь, я не иду на дно!” - успокаивает он скорее себя, чем маму. Выходом из этого замкнутого круга для него станет возможность порвать с прошлым - отомстить обидчику из далёкой юности. Он должен сдержать слово, данное себе много лет назад. Для этого нужно вернуться в Воронеж и набить морду прапорщику Кувшинову, который разбил его гитару много лет назад. Единственным попутчиком на этом пути будет бездушный голос навигатора. Толик начинает движение. “Поверните налево. Вы сбились с маршрута. Стоимость поездки составит 89 рублей". И, куда бы ты ни ехал, будут эти проклятые 89 рублей, как счёт на оплату твоей жизни. Прапорщика Кувшинова по законам жизни придётся простить, в итоге только от обиды за свою жизнь Толик ударит кулаком по коробке томатного сока, и она разлетится алыми брызгами.
Все три пьесы по фабуле совсем не похожи друг на друга, но Пётр Юрьевич мастерски извлекает из них прописные истины, которые заложены внутри нас и позволяют нам оставаться людьми, даже в тёмные времена. Это буквально прорывается в сцене, где артисты в национальных костюмах пропевают свои реплики. Это не китч и не фарс, они делают это искренне и серьёзно, заглядывая в нашу идентичность. Чем же всё кончается? Яблоня срублена, пазл почти собран, огромная белая собака срывается куда-то в поля, мигают фонари на аллее. Они вот-вот погаснут. Мрак окружающего мира готов победить, но у нас глубоко внутри всё ещё есть ясное августовское небо с огоньками звёзд.
Текст: Наталья Яковлева
Фото театра