«Индиана Джонс и колесо судьбы»: Грандиозный финал

В последнем из квинтета фильме о приключениях профессора античной истории Индианы Джонса франшиза впервые обошлась без Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса. Именитый Джеймс Мэнголд сохранил в картине экшн, задор и стиль старых приключенческих романов, за которые эти фильмы многие десятилетия обожали зрители, и завершил ее на высокой ноте - подтвердив право Джонса считаться одним из великих киногероев. 

Сюжет «Колеса судьбы» охватывает период с 1940-х по 1980-е, когда профессор Джонс сталкивается с изобретением Архимеда «Антикитерский механизм», якобы способным даровать своему владельцу возможность перемещаться в пространстве и времени. В "Колёсах судьбы" вы увидите нацистов, английских ботаников, дамочек-оторв, арабского мальчика на побегушках, старинные гробницы, полеты без парашюта и многие другие расхожие образы голливудского массового кинематографа. 

В фильме нет оригинальности и новаторства, но есть очарование старого Голливуда, в котором на первом месте элегантность персонажей и действия и торжество справедливости. Режиссер безжалостно подшучивает над тем, что исполнителю главной роли Харрисону Форду уже за 80, даже демонстрирует его без прикрас как типичного пенсионера - в растянутой майке и трусах. Индиана Джонс настолько старомоден, что ездит по улицам Нью-йорка на лошади. 

Однако и шляпа, и хлыст, и классическая музыкальная тема от Джона Уильямса на месте, а ещё Мадс Миккельсен в роли одного из нацистских ученых, вывезенных в США в ходе реально имевшей место в 1945 операции "Скрепка". Томас Кречманн, эталонный представитель Вермахта в фильмах всех стран и народов, конечно, играет и в «Колесе судьбы». Участвует в фильме и Фиби Уоллер-Бридж, несколько лет назад покорившая английский театральный мир своей «Дрянью». Ощущение «конца истории» не покидает зрителя на протяжении всего фильма. 

В начале десятых годов Стивен Спилберг и Джордж Лукас планировали перезапустить «Индиану Джонса», введя во вселенную нового героя Мэтта Уиллиамса, которого представили в «Хрустальном черепе». Но исполнитель роли Шайя ЛаБаф ударился во все тяжкие, поучаствовал во всех возможных скандала, и его пути с благопристойным режиссером Спилбергом разошлись. После начала съемок «Колеса судьбы» в 2019 году грянул ковид, поэтому стриминговые платформы окончательно стали лидерами кинорынка и «большие боссы» Спилберг и Лукас решили передать историю Индианы Джонса в руки понимающего тренды постановщика Мэнголда, который снял байопик о Джонни Кэше «Преступить черту» и нетривиально взглянул на «Людей Икс» в «Логане». 

И вот на экране предстает Харрисон Форд моложе на сорок лет, благодаря нейротехнологиям, а шовинистический выходец из Египта в исполнении бессменного Джона Риса-Дэвиса соседствует с молодым и лощеным героем нового глянца Бойдом Холлбруком. Экшн с горящими поездами и тайными гробницами, что полны ядовитых змей, перемежается с мимолетными сокрушениями о том, что лекции по истории современную молодежь совсем не интересуют, а Индиана Джонс архаичен настолько, что все только и ждут, когда он наконец выйдет на пенсию. 

Схема «диалог-экшн-монолог-экшн» без сбоев повторяется бесконечное количество раз, местом действия выступает практически весь земной шар, а злодей рассуждает достаточно долго, чтобы герои могли выпутаться из непростых обстоятельств. Но, как и всякое хорошее кино, «Колесо судьбы» совершит неожиданный поворот и кульминацией станет вовсе не работа специалистов по спецэффектам за миллионы долларов, не ловкие трюки и даже не едкий юмор Фиби Уоллер-Бридж. Рассуждения о возможности путешествий во времени оборвет сногсшибательный ответ Индианы Джонса на вопрос, что бы он изменил в жизни при помощи чудодейственного изобретения Архимеда – «не дал бы сыну уйти на фронт». И на миг перед аудиторией предстает старик с разбитой судьбой, пустой квартирой и всепоглощающим одиночеством. Но только на миг – картина не позволяет своему герою терять класс. 

«Колесо судьбы» - это рефлексия на тему размывания приключенческого жанра бесконечными франшизами, сиквелами и приквелами, исчезновения эпического героя без изъянов и единых мечтаний режиссеров и аудитории о кино, которое меняет мир. Спецэффекты на высшем уровне, звезды первой величины и премьера на Каннском кинофестивале не дает усомниться в том, что «Колесо судьбы» - это грандиозное событие для кинематографа, но бравый героизм, отсутствие остросоциальной повестки и изъятие физиологии героев как таковой не оставляет финальному появлению Индианы Джонса на экранах никакого шанса ни у критиков, ни у пресыщенных зрителей, сейчас более заинтересованных в оригинальной и, может быть, гениальной «Барби» от несомненно талантливой Греты Гервиг, с ее невообразимым сломом границ между сказкой и реальностью, и камерным, по меркам Кристофера Нолана, рассуждением о том, как насилие сводит с ума главного героя фильма «Оппенгеймер». 

Поиски механизма для путешествия во времени и само путешествие, затерянные миры, друзья и романтические увлечения – в далеком 1977-м году Лукас и Спилберг придумали Индиану Джонса, ставшего героем комиксов, бульварных романов и, конечно же, киногероем. В 2023 году жестокая реальность такова, что Индиану Джонса с почестями провожает на пенсию весь мир. На наших глазах кинороман стал частью истории нашей современной культуры, как «Фрики и гики» Джадда Апатоу или вселенная «Подземелья и драконы». 

«Индиана Джонс и колесо судьбы» - фильм, нарушающий все законы маркетингово успешного кинематографа сегодняшнего дня – никакого заигрывания со зрителем, никаких сиквелов и огромный кассовый провал. Зритель здесь выступает в роли читателя классической литературы – вы либо остаетесь с этой историей до конца, принимая все ее законы, либо усмехаетесь над стариком Харрисоном Фордом, утверждающим, что он герой не хуже многочисленных персонажей DC и Marvel. Finita la commedia – профессор Джонс вышел на пенсию… Да здравствует Индиана Джонс!

Текст: Евгения Савкина

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения