22 сентября выставка «Ход природы» в пространстве AIR Центра Art&Science университета ИТМО стала началом эконедели. Эконеделя – продолжение проекта «Креативных лабораторий» совместная программа Газпромбанка, футбольного клуба «Зенит» и студии Gonzo: Research&Art по поиску, развитию и бизнес интеграции молодых специалистов творческих направлений.
Выставка «Ход природы» посвящена исследованию связей между искусством, экологией и современными технологиями. На открытии выставки было представлено шесть проектов. Авторами проектов стали участники третьих «Креативных лабораторий». В течение полугода авторы под руководством экспертов из Университета ИТМО, Stain и Gonzo: Research&Art исследовали человека как участника хрупких и сложных отношений с экосистемой и решали сложную задачу: внедрение элемента игры как способ экологичного сосуществования человека, животных, почв, растений и воздуха.
О том, как проходил процесс исследования и создания арт-объектов, мы поговорили с Рамилем Шакировым, одним из авторов проекта «Замкнутая экосистема».
Около: Расскажите про команду вашего проекта.
Рамиль Шакиров: Команда называется «Эксперимент 619». Это студенческий клуб Политеха.
Около: У вас были ограничения или обязательные требования?
Р. Ш.: Было техническое задание. Наша задача была создать проект, в котором требовалось посмотреть с точки зрения экологии на информацию, полученную от «Зенит» и «Газпромбанк». У нас получится брендовый арт-объект о «Зенит Арене» на которую мы посмотрели с точки зрения экосистемы.
Около: Как вы придумали арт-объект?
Р. Ш.: У нас проходили сессии с кураторами. Нам читали лекции про проекты «Зенита» и «Газпромбанка». Были лекции о том, как в целом создаются арт-объекты, и лекции про экологию. В моменте, пока шли лекции, мы генерировали идеи. Каждое утро мы защищали идеи перед кураторами и учитывали их фидбеки.
Около: Расскажите, что вы создали.
Р. Ш.: Это скульптура. Она состоит из модулей. Каждый модуль — это олицетворение человеческих потоков. Представьте, что это «Зенит Арена». В нее стекаются три потока людей из метро, с моста и из парка на Крестовском острове. Нам дали данные по числу людей в этих потоках, и каждый модуль стал выражением объема человеческого потока в «Зенит Арену». Кроме этого, есть 28 гейтов. Мы с помощью программы сгенерировали систему из 28 веток, 28 путей, через которые можно найти свое место на «Зенит Арене». Связь с экологией, по нашему замыслу, заключается в том, что «Зенит Арена» рассчитана эргономично на 70 000 человек, которые могут комфортно прийти и разместиться, получить удовольствие от игры или концерта и уйти оттуда без происшествий. То есть проектировщики подошли с умом и не сделали слишком широкие коридоры, чтобы заблудиться, не сделали слишком узкие, чтобы возникла давка, продумали движение потоков воздуха, чтобы было комфортно дышать, и инфографику, чтобы удобно ориентироваться. Это мы считаем примером для экологии рационального подхода к потребляемым ресурсам. Как вы заметили, в нашем арт-объекте внутри модулей живая трава. Модуль – замкнутая экосистема. Она живет за счет того, что мы продумали все процессы. Вода испаряется и стекает по стенкам обратно. Днем, когда мы включаем фитолампы, растения выделяют кислород. Когда лампы выключены, растения этот же кислород поглощают и выделяют углекислый газ. Все эти процессы зациклены. Это демонстрация того, что есть рамки, благодаря которым можно выжить. И не стоит выходить за рамки, так как это смертельно. Это, например, чрезмерное потребление, неправильное распределение ресурсов. Наш арт-объект об этом.
Во время официальной части открытия выставки звучали благодарственные слова авторам, партнерам и команде лаборатории. Над выставкой работало более тридцати специалистов. Например, Ася Каплан, куратор выставки. Для нее выставка стала первым проектом, который она сделала одна, а не в команде кураторов. Мы поговори с Асей о ее впечатлении от проделанной работы и ее любимом из проектов в зале.
Около: Каково вам было впервые одной быть куратором?
Ася Каплан: Отлично. Очень спокойно за счет хорошей организации со стороны Gonzo и нашей внутренней. У нас замечательный технический директор Алексей Феськов, который мне во всем помогал. Очень спокойно и приятно мы поработали со всеми.
Около: Расскажите о ваших впечатлениях от выставки.
А. К.: Мне кажется, она получилась достаточно интересной, учитывая то, что проекты делали в основном не профессиональные художники. Более того, это делали студенты бакалавриата, совсем еще юные ребята, многие из которых учатся на технических специальностях. И в целом они не погружены в художественный мир. У них нет какой-то насмотренности. Но при этом они сделали достаточно качественные проекты, которые тянут на хорошие галерейные выставки, равны проектам, с которыми мы обычно работаем с нашими студентами. Это очень здорово. Потому что можно ожидать, что однажды эти ребята придут к нам в магистратуру уже с такими навыками и с таким классным опытом.
Около: Какой ваш любимый проект на выставке?
А. К.: Сложно выбрать. Я, наверное, скажу, что это проект «Чуткость как новая экология». Несмотря на то, что он менее технологичен, чем другие, более DIY, не самый дорогой. Мне он очень нравится, потому что он получился очень чувственным. И он подходит к экологии не как к своду правил и логичному образу жизни, чему-то очень строгому, дисциплинирующему. А он предлагает обратиться к экологии как к способу вообще жить, найти в себе маленького ребенка и его глазами посмотреть на мир вокруг. По-моему, это очень трогательно. И трогательно во всех смыслах, потому что вы можете подержать эту коробочку из воска и послушать вот это значимое воспоминание о матче.
Своими глазами увидеть объекты из интервью и еще четыре проекта можно в пространстве AIR Центра Art&Science университета ИТМО до 26 сентября. А уже на ближайшем матче на «Зенит Арене» бумажные буклеты будут заменены на электронные, что позволяет верить, что мы на 70 000 ненапечатанных буклетов ближе к более экологичной и осознанной жизни в нашем хрупком, технологичном и красивом мире. А стремление к экологичности не ограничится ни неделей, ни выставкой.
Текст: Катерина Егорова
Фото: Виталий Коликов