Внимание многих зрителей на спектакле, который прошел в июле на «Дне Достоевского» в пространстве "Seno", привлек к себе персонаж Тритон. Эту роль исполнил корифей Мариинского театра Григорий Попов. Конец октября 2023 ознаменовался премьерой на исторической сцене Мариинского: образовательный проект «Театральный урок для девятиклассников» представил зрителям Юрий Смекалов. Это новый и необычный формат для театра. И одним из ярких номеров концерта стала миниатюра Григория Попова «Несмотря ни на что». Об этом номере, месте классического балета и контемпа в жизни Григория, а также многом другом мы и поговорили.
ОКОЛО: Как ты попал в проект «Театральный урок для девятиклассников» и в чем его необычность?
ГП: Это обучающий проект моего коллеги и необычность его в том, что Юра сидит в зрительном зале и ведет его в реальном времени. Он задает вопросы, выводя на экран QR-код к тому или иному произведению, которое будет исполняться, а зрители, в свою очередь, могут выводить на экран вопросы, связанные с увиденным. В процессе подготовки проекта Юра обратился ко мне с предложением сделать номер. Очень важно для меня было показать, как можно соединить классические движения и контемпорари стиль. (Здесь и далее примечания Около. Контемп, или контемпорари — современный сценический танец, который включает в себя различные направления. Он появился в Европе и США в 60-х годах 20 века. Фактически контемп стал продолжением танцев модерн и постмодерн. В него также входят элементы классической хореографии, пластики, йоги, пантомимы и др.)
ОКОЛО: Ты выступил как танцор и хореограф этой миниатюры. О чем она?
ГП: Мне захотелось рассказать историю самого обычного человека — офисного клерка, который потерял внутренний теплый свет от каждодневной рутинной работы. Но однажды ночью свет луны и музыка Шопена вернули его к жизни. Он смог вновь почувствовать себя самим собой, живым, наполненным теплом и светом души. И 9 ноября мы повторим этот концерт, поэтому с удовольствием всех приглашаю!
ОКОЛО: Насколько я знаю, это не единственная твоя премьера октября.
ГП: Да, действительно. У меня был ввод в спектакль «Жизель» на роль Ганса. Для меня было неожиданностью получить от руководителя такую роль. И я немедля приступил к подготовке: отсматривал разные видео с исполнителями этой партии для того, чтобы сформировать свое ощущение этого персонажа. Ведь для меня важна не только хореография, но и актерская, драматическая составляющая. Очень благодарен Дмитрию Корнееву, он мой педагог-репетитор характерных партий, а еще Дмитрию Пыхачеву, он сам сейчас исполняет эту партию и очень помог с вводом.
ОКОЛО: Летом ты принял участие в театрализованном мероприятии, которое было посвящено дню рождения Достоевского. Как ты попал туда?
ГП: Изначально роль Тритона должен был танцевать мой коллега, Юрий Смекалов, но так случилось, что ему поставили спектакль на этот день. И он предложил мне поучаствовать. Я сразу согласился, потому что стало интересно. Позже оказалось, что хореографом проекта выступила Оксана Ковалёва, с которой я давно хотел поработать. Хореографию моего персонажа придумала Оксана, но у нас был и совместный творческий процесс.
ОКОЛО: Много репетировали?
ГП: Совсем немного, но очень продуктивно.
ОКОЛО: Какие ощущения остались от взаимодействия с драматическими артистами?
Было весело, непринужденно. Они очень любят импровизировать, как и я, поэтому мы были на одной волне. Даже скучаю по тем, с кем успел пообщаться. Мне очень нравилось там существовать и работать. Было очень здорово создавать что-то совершенно новое вместе с ними.
ОКОЛО: Было достаточно неожиданно видеть такой номер в рамках драматического мероприятия. Какая у вас стояла задача?
ГП: Используя только классические балетные элементы, рассказать историю Тритона (здесь и далее примечания Около. «Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга», Ф.М. Достоевский). Хотя по тексту Тритон обозлен на весь мир, мы решили его иначе: тут он управляет всем. Тритон вроде и огрызается, потому что существо он все же дикое, и в то же время заинтересован происходящим вокруг. Илья (Илья Дель, режиссер проекта) хотел видеть его лучиком добра и позитива. Я был удивлён тем, как Илья увидел персонажа, мне было сложно почувствовать его позитивным. Поэтому получилось нечто среднее. Я выдерживал дистанцию между дикой природой и человеком. Но моей работой Илья остался доволен. Я рад, что смог осуществить его задумку.
ОКОЛО: Во время спектакля пошел сильный дождь, и к вашему выходу сцена промокла насквозь. Сложно пришлось?
ГП: Впервые танцевал под дождем, на ковролине и в носках (улыбается). Решил, если с первого движения будет скользко — буду по ходу дела что-то менять, на свой страх и риск, так сказать. Всё обошлось, сделал все, что было запланировано. Но очень волнительная была история.
ОКОЛО: После такого опыта хочется пробовать себя вне классики?
ГП: Да, мне бы хотелось работать больше в направлении контемпорари или даже микширование стилей. Хочется меньше классики. Понятно, что я классический танцовщик, но хочется через классику сделать что-то более драматическое. Не танцевать отдельного персонажа, а рассказать историю, поговорить со зрителем. Возможно, даже какую-то свою историю рассказать для начала.иЯ вообще не хочу, чтобы это был номер, это слишком сухо. Скорее хочу танцевать миниатюру, чтобы было больше театральности. Хочу двигаться в сторону великих хореографов, того же Мацека. Пусть будут короткие, но драматически наполненные миниатюры.
ОКОЛО: Какой продолжительности?
ГП: Зависит скорее от того, сколько конкретный человек сможет держать зал. От режиссуры ещё зависит. И насколько это будет интересно зрителю. Можно и на час сделать, но после десяти минут это будет уже неинтересно. Или танец может идти полтора часа, а, когда всё заканчивается, зрители хотят продолжения. Когда у актеров и танцовщиков получается держать зал на всём протяжении произведения — это всегда интересно.
ОКОЛО: Мы говорим о сотрудничестве танцора и хореограф, или же хочется делать хореографию самостоятельно?
ГП: К созданию хореографии нужно еще прийти, надо учиться, чем я сейчас и занимаюсь. Необходима большая база. Нужно пройти тысячу мастер-классов, очень много учиться, только тогда будет результат. Конечно, мне хочется работать с хореографами, и я бы хотел работать с максимально большим количеством хореографов. Но особенно меня вдохновляет Марко Геке, невероятный мастер. У Марко Смарао невероятный стиль и труппа. Но это очень высокие мечты. А как иначе? Из наших русских хореографов хотелось бы поработать с Ольгой Лабовкиной — она необычный и требовательный хореограф, с Ксенией Семеновой. Да и с Оксаной Ковалевой с радостью поработаю ещё. Еще мечтаю поработать с Охадом Нахарином (хореограф с мировым именем, художественный руководитель «Балетного ансамбля Батшева»), в августе я летал в Израиль на мастер-класс по Гаге. Этот стиль был создан им и по всему миру сейчас проходят мастер-классы. Эта система позволяет раскрепостить тело и во время обучения Нахарин, и его танцовщики дают к этому ключи. В России, к сожалению, обучиться этому нельзя. Просто хочется танцевать. Рассказывать, говорить со зрителями. Я еще не наговорился. Мне бы хотелось найти какую-то новую для себя линию существования. Верю, что я ее найду. Хочется создавать. А так как театр, в котором я работаю — классический, это система. И его репертуар состоит из того, что интересно самому театру, а не тебе.
ОКОЛО: Как балет появился в жизни?
ГП: У меня балетная семья, папа народный артист России Попов Евгений Митрофанович. Мама заслуженная артистка России Максимова Лариса Панкратьевна. Варианты были, конечно, но я просто папу увидел на сцене и сказал: я хочу также. Я учился в уфимском училище шесть лет, а потом приехал в Петербург и учился у мастера Бориса Яковлевича Брегвадзе. В 1971 году он выпустил моего отца, а в 2002 меня.
ОКОЛО: Если бы появился шанс отмотать все назад и начать все сначала, выбрали бы иной путь?
ГП: Нет, не выбрал бы. Я все равно выбрал бы балет. Ни на что не променяю свои ощущения от понимания того, что в стенах академии Вагановой творилась история балета, великие люди там находились. И ты сейчас там учишься, так же, как и они когда-то. Восторг! Восхищение! И, конечно, мотивация. Я жаждал обучения. Бесконечно благодарен судьбе за учебу у такого мастера, как Брегвадзе, который стал мне вторым папой и наставником.
ОКОЛО: Как вы попали в Мариинский театр?
ГП: Сразу после учебы. На выпускные экзамены в академию приходят представители театров, выбирают. Я до конца не верил, до момента подписания договора, что попал. И вот сейчас уже двадцать первый год в Мариинском театре.
ОКОЛО: Серьезный стаж…
ГП: Я очень счастлив работать в одном из лучших театров мира. Я рад там быть. Но при это я понимаю, что уже немолодой артист, мне 39 и отпочкование, переформатирование в другое качество произойдет довольно-таки быстро. У меня нет в запасе даже пяти лет, чтобы танцевать те вещи, которые я танцевал пять лет назад. Может быть, и смогу, но это будет уже намного сложнее и от этого грустно. Но процесс переориентирования в голове запущен, как бы неприятно это ни было, нужно к этому готовиться. Это ждет всех. Просто я знаю, что всё равно буду танцевать, необязательно в моем любимом Мариинском театре. Хотя его покидать не хочется, ведь это мой дом с восемнадцати лет. Столько всего произошло там за это время. Целая жизнь.
Я рад и ни о чём не жалею. Но, если жизнь дает возможность танцевать где-то еще и в другом качестве, то нужно это использовать, несмотря ни на какие сложности. Познание нового и обучение всегда сложно. Да, это тяжело - из классического танцовщика переформатировать себя в контемпорари танцовщика. Но возможно. И очень интересно.
ОКОЛО: Как вы справляетесь с тем, что хочется танцевать одно, а получается в театре другое?
ГП: Я четко знаю своё амплуа довольно давно. Поэтому все нормально, переживаний нет. Я знаю, что принцем в Мариинском театре мне не быть: для этого нужна определенная фактура. Но я изначально себя таким и не видел. Хотя я танцевал в Канаде «Зигфрида» по своему контракту, в «Щелкунчике» принца. Так что все было.
ОКОЛО: С каких спектаклей, на ваш взгляд, стоит начать знакомство с Мариинским театром?
ГП: «Медный всадник» — визитная карточка Санкт-Петербурга. «Дон Кихот», потому что он яркий, веселый, жизнерадостный и темпераментный. Начать знакомиться с театром, наверное, лучше с классических балетов: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», потому что это эталонное исполнение.
ОКОЛО: Какие ваши любимые работы?
ГП: «Барышня и хулиган» очень нравится. Он сейчас идёт, хотя и очень редко. Конечно, «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан».
ОКОЛО: Расскажите о видео, которые вы публикуете в соцсетях.
ГП: Я давно понял, что нужно постоянно импровизировать, тренироваться. Ведь даже если вы будете импровизировать хотя бы одну минуту в день, то тело будет запоминать, обучаться. Через эти видео я говорю со своим зрителем здесь и сейчас. И разговоры всё время разные, в зависимости от моего эмоционального, физического состояния. Это возможность выговориться. Бывает, что я возвращаюсь в театр, поймав мысль, хотя шел домой. И пытаюсь воплотить свою задумку. Так эти видео и рождаются. Да и сам я иногда учусь по таким же видео. Например, многие танцовщики NDT (Нидерландский танцевальный театр) выкладывают свои видео. А они, тем временем, недосягаемы в контемпе, уникальны. Для меня это мотивация! Ты не можешь приехать к ним туда, но можешь посмотреть и обучиться здесь и сейчас, поймать состояние внутреннее, в котором танцовщик это сделал. Как решил технически и драматически.
ОКОЛО: Пересматриваете свои видео?
ГП: На самом деле свои видео пересматривать я не люблю. Мне совсем не нравится то, что я там делаю. И не хочется дойти до той стадии, чтобы взять и всё удалить. Хотелось не раз. Но останавливало, что силы много в это вложено, много внутренней энергии и переживаний. Ну и, конечно, для меня эти видео — самопиар. Меня могут увидеть, заметить хореографы, вдруг это послужит началом какой-то коллаборации.
ОКОЛО: Был уже такой опыт?
ГП: Пока как таковой мощной коллаборации не создано, но я верю, что все получится. Ведь если не представлять свой продукт, тебя и не увидят. Так Диана Вишнева пригласила меня дать мастер-класс в Context. Diana Vishneva (международный фестиваль современной хореографии). В свою очередь, я предложил поделиться с ребятами своим уже наработанным опытом в контемпорари. Очень волновался. Но всем понравилось. Думаю, не увидев мои видео, она бы не сделала мне такого предложения, за это я ей очень благодарен, за ее доверие. Хотелось бы и дальше сотрудничать.
ОКОЛО: Понравилось преподавать?
ГП: Я получил огромное удовольствие от преподавания. Мне нравится видеть результаты своей работы, но сам я пока в начале своего собственного пути. Пока больше хочется самому обучаться. И не могу сказать, что готов давать мастер-классы и интенсивы. Нужен материал.
ОКОЛО: Когда случилось начало пути?
ГП: Я думаю, в пандемию, когда нас закрыли. Даже немного раньше, конец 2019 года. Так получилось, что про контемп я узнал раньше, но не знал, как к этому подступиться. Когда оказался один дома, понял, что не могу сидеть и ничего не делать. И через Zoom брал классы по 4-5 часов каждый. Мне очень понравилось, ощущения были совершенно иные. Когда пандемия закончилась, стал ходить на живые классы.
ОКОЛО: Насколько это направление популярно?
ГП: Очень! Многие ходят. Профессионалы и просто любители. Когда ты видишь их глаза, то понимаешь, что сейчас начнется магия танца, тебе тоже этого хочется. Ведь это не только техническое обогащение, но и эмоциональное, ты работаешь с энергиями разных людей.
ОКОЛО: Как удается эту страсть совмещать с работой в театре?
ГП: Тяжело, конечно, но можно. Но если есть огромное желание, а у меня оно именно такое, всегда можно найти силы и время. Ради этого готов жертвовать своими нечастыми выходными. По-другому никак. Зато это заряжает энергией. И энергии теперь становится все больше. Потому что я следую за мечтой.
ОКОЛО: Кто еще вдохновляет?
ГП: Сальвадор Дали. Он личность, гений. Интересен сам его стиль. Он говорил, что нельзя найти свой стиль, не обучаясь другим стилям. У него очень много изречений, которые помогают тебе найти истину. Поэтому я обучаюсь, чтобы потом, если хватит способностей, выработать свой неповторимый стиль. Однажды я любовался одним из изображений кипариса Винсентом Ван Гогом, еще одного из моих вдохновителей. И знаете, мне показалось, что я ощутил дуновение ветра. Как будто я оказался внутри картины. Более получаса перед картиной пролетели совершенно незаметно, как один миг. Это было потрясающее единение с искусством. И мне бы хотелось, чтобы однажды мои зрители испытали нечто подобное, наблюдая за моим танцем.
Беседовала Ася Подгурская
Фото: Наталья Тютрюмова, Галина Морозова