Открытие выставки «Горел асфальт», где Музей современного искусства Эрарта представил "более 20 брутальных и элегантных, инновационных и минималистичных мотоциклов, а также концепты, видео и модели, которые меняют представление о границах фантазии и духе свободы" состоялось 28 сентября. Мы осмотрели экспозицию до официального открытия и обсудили ее с Екатериной Атоян-Милюковой, директором по внешним связям музея.
ОКОЛО: Расскажите, пожалуйста, как возникла идея выставки. Как я понимаю, это продолжение серии выставок «Ламборгини: легенда дизайна», «Стиль Ducati» и Concept Cars: La Grande Bellezza.
Екатерина Атоян-Милюкова: Именно! Продолжение нашей прекрасной затеи исследовать промышленный дизайн, рассказать о тех невероятных людях, которые меняют нашу повседневную жизнь, и мы видим, как это происходит. Они не просто украшают нашу жизнь искусством, а действительно меняют прикладные вещи.
ОКОЛО: А как нашлись мастера кастомайзинга, которые предоставили свои работы для выставки? Это какая-то определённая команда?
Е. А-М.: Эта выставка совершенно уникальная, в том смысле, что мы собирали эти штучные экземпляры из разных стран, многие мотоциклы сделаны в России, но мастерами из разных стран и ателье из разных стран. Подобную выставку в этом составе вы нигде больше не увидите.
ОКОЛО: Мотоциклы сделаны в России или кастомизированы в России?
Е. А-М.: Все мотоциклы создавались изначально как кастомный материалы, то есть не было моделей, взятых за основу и переделанных.
ОКОЛО: То есть это не просто модели, на которые навесили красивые детальки?
Е. А-М.: Каждый мотоцикл - художественное произведение, которое было создано исключительно для его будущего владельца. Как ювелирное произведение, когда оно создаётся с нуля для какого-то конкретного человека. Ровно так работают и эти мастера. Те мастера, которые уже вышли на определенный уровень. Более того, это, конечно, все изначально начиналось в этой индустрии, когда-то с гаражных мастерских, но сейчас все ателье, которые у нас представлены, имеют международную известность. Рядом с каждым мотоциклом установлен информационный стенд, где можно посмотреть, какие конкурсы он выигрывал и в России, и за рубежом в рамках кастомайзинга и даже в рамках гоночных турниров! То есть эти машины не просто красивые, брутальные или, наоборот, элегантные или какие-то ещё. Как минимум этот, например, весь раздел концептов, размещенный на стенах музея, он дико футуристичный. И эти модели тоже совсем скоро будут для кого-то воспроизведены.
ОКОЛО: То есть то, что мы видим на стенах, это эскизы будущих мотоциклов?
Е. А-М.: Изображения на стенах - это будущие мотоциклы, а байки, которые мы видим в зале, принадлежат кому-то, они все гоночные, они все используемые, и для нашей выставки предоставлены владельцем или теми самыми ателье. Эскизы предоставлены одним художником - Михаилом Смоляновым. О нем можно почитать на стенде у входа в зал.
ОКОЛО: Кроме мотоциклов и эскизов в зале мы видим несколько экранов, где демонстрируются видеоролики. Расскажете, пожалуйста, о них.
Е.А-М.: Ролики демонстрируют работу тех самых ателье, в том числе по представленным мотоциклам и по другим, которые мы не отобрали для нашего сегодняшнего мероприятия, но тем не менее, они тоже все совершенно прекрасны. Мы отбирали байки, которые поучаствовали в турнире и заняли какие-то места и так далее. Самые топ модели, что называется.
Наша заглавная работа это - Костолом. Вы, наверное, видели её уже на плакате. Она в 2018 году заняла 13 место в международном конкурсе кастомайзеров.
ОКОЛО: Есть ли у экспозиция некая логика просмотра? Хронологическая или иная?
Е. А-М.: Нет, нет, нет, нет! Хронологической истории здесь нет, здесь есть просто красота. Просмотр условно начинается с на вид олдскульной модели, но собран этот байк в 2009 году.
ОКОЛО: То есть смотреть выставку можно с любого конца.
Е. А-М.: Абсолютно с любого конца. Каждое произведение можно рассматривать совершенно отдельно. В индивидуальных инфостендах мы указали все, что мастерские готовы были рассказать. Владельцы предоставили нам свои мотоциклы в идеальном состоянии. Это очень приятно, то есть понятно, что люди за ними ухаживают и ценят. Они дико дорогие. Нам очень, очень приятно, что все мотоциклы, которые мы попросили для нашей выставки, были предоставлены. Это показывает, что каждый владелец относится к своему байку как к произведению искусства, которое должно выставляться в музеях!
Текст и фото: Александр Шек