С 15 по 19 августа на Новой сцене Александринского театра пройдет юбилейный международный фестиваль танца - XXV Open Look. В честь этого события состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие основатель и директор фестиваля Вадим Каспаров, генеральный директор "Петербург-концерта" Екатерина Артюшкина, генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра Александр Малич и Лилит Акопян, Лилит Акопян, хореограф, танцовщица, фотограф из Армении, которая в течение многих лет является артисткой танцевальной труппы Ганноверской государственной оперы (Германия).
Благодаря фестивалю, который проходит уже двадцать пять лет подряд, современный танец стал частью нашей культуры. Ежегодно организаторы делают выборку из более, чем ста заявок. В этом году основным условием было то, что все предоставленные на рассмотрение работы должны быть поставлены в 2023 году.
Местом проведения фестиваля неслучайно выбрана Новая сцена Александринского театра. Как отметил Александр Малич, «то, что делает Open Look, во многом, соответствует тому направлению, которое выбирает для себя Новая сцена имени Мейерхольда и это вполне соответствует той концепции, которую Всеволод Эмильевич мог бы применить к развитию этого театрального пространства».
Программа фестиваля будет включать множество разнообразных спектаклей. Хореограф из Армении Лилит Акопян представит на фестивале два спектакля: сольную постановку «Tué» и «Бессердечность». Десятиминутный танец «Tué» - подарок фестивалю, в котором Лилит выступит как танцовщица. Хореограф спектакля – Марко Геке из Германии поставил эту постановку в 2009 г. В спектакле говорится о трех женщинах. Спектакль «Бессердечность» вдохновлен произведениями философа Ханны Арендт, и представляет собой разговор об обмане и о правде, и о том, почему ложь нередко более привлекательна.
Благодаря фестивалю Open Look у аудитории есть возможность знакомиться с лучшими танцевальными коллективами России и других стран. В этом году в программу вошли спектакли из Германии, Белоруссии, Армении и многих городов России, включая Москву, Екатеринбург, Кострому, Санкт-Петербург, Краснодар. Есть традиционные участники фестиваля: такие, как обладающий собственным пластическим языком Челябинский театр современного танца Ольги Понны, есть новые коллективы. Спектакли программы отличаются по формату и форме. Кроме того, программа мероприятий будет включать в себя форум, кинотанцы и мастер-классы. Театр современного танца «Каннон Данс» представит два спектакля: недавнюю премьеру «БАР.ОКО» и постановку, которую прямо сейчас готовит Лилит Акопян — «Бессердечность».
Журналистка арт-Журнала «ОКОЛО» Инна Зайцева побеседовала с Лилит Акопян и Вадимом Каспаровым о предстоящем фестивале.
ОКОЛО: Лилит, вы проводите мастер-классы по импровизации, подскажите, пожалуйста: какова роль хореографа в репетиционном процессе в случае спектаклей, построенных на принципах импровизации?
Лилит Акопян: Я даю уроки импровизации, но у меня хореография, которая не строится на импровизации. Я сама импровизирую, потом показываю то, что получилось. В постановке, в которой я выступаю как хореограф, актеры уже не импровизируют.
ОКОЛО: Как вы считаете, с чего начинается постановка: с идеи в сознании или с телесности?
Лилит Акопян: Когда как. До постановки в России самый большой спектакль, который я ставила, был в Германии. Там я ставила по книге. А здесь в основе постановки лежит идея.
ОКОЛО: Вадим Галустович, школа танца «Каннон Данс», которую вы основали вместе с Натальей Каспаровой, известна тем, что ориентирована на воспитание технически развитых танцовщиков. На что вы больше обращали внимание при отборе спектаклей: на технику, виртуозность артистов, соответствие принципам современного танца или театральность?
Вадим Каспаров: Говорят же, как корабль назовешь… Open Look – это «открытый взгляд». Всю жизнь политика фестиваля строилась не по принципу того, что мне лично, как директору фестиваля, нравится. Мы выбираем те спектакли, которые трогают. Танцовщик может стоять на одном месте или раздеться. Если есть смысл, спектакль будет на фестивале. Если это бессмысленно, если это китч, провокация ради провокации, на фестивале этого не будет. Я всегда отбирал те работы, которые важно будет увидеть нашему зрителю, как профессионалу, так и обычному человеку. Вопрос не в технике, а в том, зачем это показывать. Если это можно не показывать, мы показывать не будем. А если надо показать, мы это покажем в любом случае.
ОКОЛО: Что больше поможет зрителю фестиваля лучше воспринять происходящее на сцене – собственная практика в танце или искусствоведческое образование?
Вадим Каспаров: Я бы сказал: «открытый взгляд». В этом вся идея фестиваля. Когда мы только создавали фестиваль, у меня состоялся разговор с молодым хореографом. Я его спросил: «Ты понимаешь, что делаешь то, что делала Марта Грэм в 1930-х годах?». А он мне ответил: «А кто это такая?». Когда я с этим сталкивался на самом раннем этапе, я понял, что надо выстраивать некую схему или систему. Для нас очень важно, чтобы была преемственность. Почему 25 лет? Я всегда хочу смотреть за горизонт. Что будет еще через 25 лет? Что мы будем делать следующие 25 лет? Как выстраивать всю систему современного танца в России? Это все серьезные вопросы, на которые надо найти ответы.
Текст и интервью: Инна Зайцева
Фото организаторов