В Санкт-Петербурге с 14–19 августа проходил юбилейный XХV Международный фестиваль современного танца OPEN LOOK. Созданная Вадимом и Натальей Каспаровыми в 1999 году летняя танцевальная школа трансформировалась в крупнейший форум современного танца.
Традиционно фестиваль расширяет рамки представлений о танце, демонстрируя тренды в перформансе, кинотанце, мультимедиа. В этом году OPEN LOOK включил знаковые премьеры 2023 года, спектакли, созданные специально к юбилейной дате, и тяготел к диалогу об инфраструктуре и изменениях, которые дадут толчок развитию современного танца в России. Среди участников — коллективы из Челябинска, Краснодара, Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Беларуси, Армении.
Зрители могли оценить все многообразие жанров - брейкинг-живопись и абстрактный экспрессионизм от петербургского танцхудожника Николая Владимирова, хореографию отношений новосибирского хореографа Андрея Короленко, танец-диалог о разных этапах взаимоотношений от московского хореографа Светланы Шуйской, которая вдохновлялась громкими скандальными расставаниями Джонни Деппа и Эмбер Херд, Брэда Питта и Анджелины Джоли, высказывание на тему внутренних «фантомов» от танцевальной екатеринбургской компании «Окоем», диалог о диссоциативном расстройстве личности (Центр современной хореографии Надежды Кашкан, Минск, Беларусь).
Традиционно в программу фестиваля была вплетена мощная образовательная часть - лекции, мастер-классы, фотовыставка, лаборатории. К 25-летию фестиваля приурочили выход альманаха OPEN LOOK с материалами по истории развития contemporary в России.
В день закрытия был показан спектакль Never born soul (идея, исполнение - Евгения Глазунова, Москва). Он о мире абсурда, современном мире, в котором все настолько хрупко, что нет возможности адаптироваться. Он о месте, где подвешиваешь собственную душу. В начале танца Евгения в костюме будто с чужого плеча и лохматом парике, словно марионетка, движется, удерживаемая в невесомости тросом. Но потом программа “ломается”, ее движения становятся неестественно хаотичными, и она освобождается от пут, поначалу демонстративно, пытаясь понравиться, а потом всё свободнее и увереннее танцует, вытанцовывая травмы, неоправданные ожидания, нормы, которым нужно соответствовать, чтобы быть принятым в общество.
Постановка “Обезьяна” независимого хореографа Владимира Варнавы (исполнители: Егор Фомин, Максим Петров) - притча о потере контроля и о метафизических доппельгангерах-демонах, коорые всегда рядом и будто выглядывают из-за плеча.
На танцспектакле “Положись на меня” (хореограф Татьяна Грибанова), который менял жанр от триллера о загадочной лаборатории до ромкома и уморительного стендапа с рекламой магазина на диване, зал смеялся так заразительно, как не на всякой комедии. Языком тела исполнители Татьяна Караванова и Рафаэль Тимербаков, то кружась в неловком медляке, то бесконечно переставляя стол, размышляли о взаимоотношениях и взаимопонимании, пытались докопаться, почему мы часто говорим человеку одно, а он слышит совсем другое, всё оценивая через оптику своего бэкграунда, почему, когда люди нравятся друг другу, они вынуждены выстраивать кучу преград - вместо того, чтобы просто поговорить?
Современный танец под торжественно праздничную, витиеватую музыку эпохи галантного барокко - от Антонио Вивальди до Генри Перселла и Жана Филиппа Рамо - исполнил “Каннон Данс” (хореография - Лоранд Закар, Венгрия). Спектакль “Бар.око” - карикатура на фальшь общества, живущее прошлым и стереотипами, готовое высмеять, растоптать и забыть о человеке. В спектакле уживаются фижмы и манекены, лаконичные черные костюмы и воздушность белоснежного, горькая ирония и бесконечная погоня за идеалом, признание хрупкости и конечности жизни.
О хрупкости, искусстве и великой красоте - сольный 10-минутный пластический спектакль “TUÉ” (хореограф Марко Геке, Германия), нежный и чувственный, как трепещущие крылья бабочки, в исполнении Лилит Акопян, армянской постановщицы и танцовщицы.
Лилит - бывшая солистка Ереванского государственного театра оперы и балета. Сегодня она - в труппе Ганноверской государственной оперы. Вместе с командой “Каннон Данс” Лилит совершила невозможное - подготовила к фестивалю премьерную “Бессердечность” всего за 3 недели! Постановка - размышление об обаянии лжи, она вдохновлена произведениями философа Ханны Арендт. «Факты и события бесконечно более хрупки, чем аксиомы, и именно эта хрупкость делает обман таким легким и таким соблазнительным”.
В финале вечера, закрывая фестиваль, Вадим Каспаров поблагодарил зрителей за их открытый взгляд и души и готовность к экспериментам. “Показанные танцевальные спектакли - сложные, они не такие, чтобы вы сразу посмотрели и влюбились, это не гала-концерт и не шоу. Но это что-то важное, то, что хотят сказать наши хореографы своим современникам. А OPEN LOOK ненадолго “закрывает глаза”, чтобы снова открыть их уже 20 августа!” - создатели участвуют в Третьем международном фестивале современного танца в Армении с 20.08 - 27.08. До новых встреч!
Текст: Наталья Стародубцева
Фото организаторов