К 200-летнему юбилею Александра Островского театр имени Акимова выбрал для постановки пьесу “Лес”, которую автор любил больше всего. По признанию режиссёра Татьяны Казаковой, она давно хотела поставить это произведение на сцене театра. Премьера состоялась весной 2023.
Пьесу "Лес" ставили много раз и в разных театрах, в том числе и в театре имени Акимова. В этот раз спектакль решён Татьяной Казаковой в рамках канонического текста, но при этом она отказывается от дотошных исторических деталей в костюмах и интонациях. Входя в зал, мы видим, что стена закрыта занавесом из зелёных мягких валиков стволов. Этим художник Александр Орлов демонстрирует универсальное решение декораций. Дальше эти зелёные колонны будут раздвигаться, превращаясь в чащу леса, или смыкаться, образуя плотный частокол или стену. Для усиления атмосферы лесной чащи запустят дымовую завесу. И вот уже раннее утро в лесу готово. Таким утром встречаются бродячие актёры - Несчастливцев (Сергей Кузнецов) и Счастливцев (Виталий Кузьмин).
Начинается действие, в этом моменте авторы спектакля отошли от текста Островского. Это нужно было для того, чтобы вписать сюжет в концепцию страшной сказки для взрослых. Именно таким представляется спектакль “Лес”. Два путника попадают в таинственный лес, артист Несчастливцев решает навестить свою тётку, живущую недалеко. Бродячие актёры устали от своих мыканий и хотят немного отдохнуть в гостях, у богатой барыни. Геннадий Демьяныч Несчастливцев, актер-трагик, изображается колоритным, басовитым, величавым. Его талант воздействует на всех, кого он встречает. Сколь велик его талант, такова и его широта души. Весь мир для него - театр. Сергей Кузнецов играет крупными мазками, но при этом не забывая о нюансах. В этой постановке его талант раскрывается во всей красе, от драматического декламирования и трагических монологов до игры на гитаре романсов, хоть и дворовым девкам. Он очаровывает всех.
В пару трагику Островский даёт вороватого хитреца - актёра Счастливцева. Виталий Кузьмин в этой роли является абсолютной противоположностью своему напарнику. Он щуплый, юркий, подвижный, чёрт из табакерки. Счастливцев - пьяница и вор, при этом мнит себя обольстителем и шутником. Совместные сцены их уморительно комичны. Эта парочка актёров перевоплощается в приличного барина Геннадия Демьяныча и его лакея Аркашку. Дальше они приходят на порог усадьбы барыни Раисы Павловны Гурмыжской (Эра Зиганшина). Барыня богатая, но кряжистая. Только у неё есть великолепный резной стул, обитый зелёным бархатом, остальные сидят на каких-то брёвнах. Эра Зиганшина, специально приглашённая в эту постановку, филигранно выводит свой образ. Её героиня не кажется плоской и однобокой, граней у неё много. В быту она видится беззащитной, но при этом хитро и умело манипулирует людьми. То кажется хлебосольной, то не отпускает от себя ридикюль с казной. Это настоящая злая мачеха, которая мучает свою воспитанницу Аксюшу (Дария Лятецкая). Но при этом она ценит красоту и молодость, влюбляется в гимназиста, и проходит путь от застенчивого восхищения до страсти.
Алексей Сергеевич Буланов (Владислан Несин), гимназист-чаровник, вначале бегает в коротких бриджах и клетчатом пиджаке, но он уже умеет подлизываться и подобострастничать. Он идеально подходит в пару к народной артистке, составляя интересный дуэт разновозрастных артистов, которые идеально отыгрывают возрастную любовь. По мере продвижения действия гимназист внешне взрослеет, приобретая для этого вычурные и пошлые наряды, размашистые жесты и развязанные манеры. Островский тут отзывается острой социальной сатирой, в спектакле, напротив, это лишь развитие сказочного архетипа гимназиста. Пара бесприданницы Аксюши и её возлюбленного Петра Восмибратова (Александр Матвеев) видится канонической парой из сказок про Алёнушку и её возлюбленного. Оба они наивные и бесхитростные. Аксюша, несмотря на свой образ нежной блондинки с длинной косой, оказывается весьма стойкой и решительной. Даже решает утопиться, но не ясно, совершает задуманное или нет, она выходит “сухой из воды”. Жених её Пётр, подавляемый отцом сын купца, в душе оказывается мечтатели и идеалистом. Он готов украсть кассу, сбежать с невестой и промотать с шиком всё, а потом будь что будет.
За всеми этими чудесами в лесу наблюдает почтеннейший дворецкий Карп (Валерий Никитенко), иногда он даже напоминает чеховского Фирса. Он всегда в зелёном в тон лесу костюме, невозмутим и принимает все изменения в усадьбе с мудрой покорностью. А чтобы его жизнь не казалась такой уж спокойной, ему в наказание дана ключница Улита (Елена Мелешкова). Она будто бы выводит образ Шапокляк, сочетая его с аляповатыми нарядами и повадками одинокой чудачки. Она вся соткана из буффонады и гротеска, ни на минуту не останавливая своего движения. Вот такой круг образов предстаёт перед зрителем в постановке "Лес". Помимо главных героев, ещё есть купцы, дворяне, гусары и дворовые девки, которые будто сошли с иллюстраций книг.
Все перипетии, которые происходят с героями, выведены яркими и насыщенными, энергия заполняет каждый уголок сцены. И скорее это даже не сцены, а отдельные картины жизни, которые проходят одна за другой перед глазами зрителя. Но вот бродячих артистов гонят прочь, ведь всё кончается свадьбой, на которой нет места бедным родственникам и бродяжкам. И они без сожаления покидают этот зачарованный лес вместе с его странными обитателями, чтобы снова пуститься в дорогу, кто в Керчь, а кто в Вологду.
Текст: Наталья Яковлева
Фото Елены Батуриной