13 августа на сцене Городского театра сбывались, рушились и снова сбывались мечты о бриллиантах, миллионах, брачных партнерах, опасных путешествиях и вечной любви в постановке актерской мастерской Владимира Глазкова по мотивам французских комедий "Весь мир сошел с ума". Соблазнительные юные красотки, расчетливые бизнесмены и мошенники, темпераментные массажисты и водители оказались участниками комедии положений, в которой конкуренция, манипуляция и самопрезентация стали важнее совести, честности и порядочности, чтобы через юмор и гротеск сделать доступной для понимания простую истину – глупость и фальшь могут довести до безумия.
"Весь мир сошел с ума" - камерный спектакль. Все действие происходит в гостиной крупного предпринимателя Бертрана (Владимир Глазков). Пока из старенького радио раздаются песни из известных французских фильмов "Шербургские зонтики" и "Тегеран-43", сотрудник Бертрана Кристиан (Александр Дехтярев) готовится воплотить в жизнь свой хитроумный план по женитьбе на дочери Бертрана Жаклин. Помогать Кристиану осуществить его коварную помолвку берется горничная. В основе сюжета спектакля лежит пьеса "Оскар" французского драматурга Клода Манье, у которой было две известных экранизации – французская кинокомедия 1967 г. с участием Луи де Фюнеса и голливудский римейк 1991 г., в котором в главной роли снялся Сильвестр Сталлоне.
Владимир Глазков создал свой образ Бертрана. Это не просто жадный магнат, как у Фюнеса или босс мафии, которого сыграл Сталлоне. Здесь Бертран – любящий отец, любвеобильный мужчина, муж-подкаблучник, жаждущий победы над конкурентом игрок в бизнесе и зацикленный до безумия на деньгах невротик. В основе комедии характеров зачастую лежат гипертрофированные страсти или черты характера. В случае Бертрана это, прежде всего, жадность. Она и приводит его к раскрытию психоза. Медленно, но верно Бертран начинает путать фантазии и реальность, впадает в детство, ведет беседы с воображаемыми собеседниками, а потом слышит звон в ушах, словно фрекен Бок. Только мечтает Бертран не о встрече с Карлсоном, а о заветном чемодане с миллионами, который становится не просто лейтмотивом, а практически отдельным персонажем спектакля. Этот газлайтинг Бертрану организует эффектный, настойчивый и безумно влюбленный в Жаклин Кристиан. Классический костюм и яркий галстук, презентация на ватмане и поставленная речь – все это одновременно и отсылка к современным популярным, обладающим изрядным и не всегда гигиеничным влиянием на психику участников тренингов коучам, и яркое дополнение к образу молодого, амбициозного карьериста, способного на минимальном «просчете в расчетах» за короткий срок заработать целое состояние. Высокий интеллект сочетается в Кристиане с выразительностью, живостью, энергией и харизмой. Их диалог с Бертраном — не просто конфликт, — это игра, в которой выигрыш всегда за тем, у кого желания оказываются сильнее страхов, будь то страх бедности или страх разочароваться в любимой девушке, столкнувшись с ее непорядочностью.
Неверность и обман часто становятся поводом для шуток в морализаторских комедиях.
Отдельно стоит отметить образ жены Бертрана. Она жеманно танцует на пуантах, вульгарно флиртует со всеми мужчинами, которые оказываются поблизости, и слишком часто меняет прически, хотя, возможно, следовало бы поменять свою жизнь. У них с Бертраном нет ни эмоциональной, ни душевной близости. Это два отдельных человека, у каждого из которых есть связи на стороне. Между ними нет ни любви, ни взаимопонимания, но есть какая-то бесчувственная связь, в которой эти два человека находятся по инерции.
Любовь часто сравнивают с безумием. Состояние аффекта под действием гормонов, навязчивые мысли, резкие перепады настроения, импульсивные поступки и бессонница, - те симптомы, которые испытывают влюбленные на пике чувств в случае любовной зависимости. Но бывает, что такие же сильные чувства вызывают не люди, а деньги, что и произошло с Бертраном. Его любовь к постоянно ускользающему из объятий чемодану становится навязчивостью и безумием, наблюдать за которым невероятно смешно.
«Весь мир сошел с ума» - легкая, веселая постановка в духе фривольных французских комедий 1960-х, где своя иерархия ценностей и идет переоценка взглядов, общественных идеалов и ориентиров. Такие темы, как неугасаемая жажда наживы и обман взамен правды высоких чувств, делают пьесу актуальной и сегодня. В спектакле нет сложных декораций или оригинальных режиссерских решений. Зато есть комичные диалоги, которые действительно увлекательны. У недавних выпускников мастерской кипит энергия и горят глаза. Они настолько убедительны, что зрители живо реагируют на все происходящее. А суть театрального творчества как раз в том и состоит, чтобы успешно построить связь со зрительным залом для коллективного проживания эмоций. Спектакль был показан в Городском театре в рамках программы «Новые имена. Лето». Увидеть актеров мастерской Владимира Глазкова снова можно будет в других спектаклях Международного театра драмы и комедии на новой площадке "Где театр?" - улица Комсомола, 2.
Текст: Инна Зайцева
Фото театра