3 сентября оркестр и хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнят 13 симфонию Дмитрия Шостаковича в МТС Live Холл.
Тринадцатую называют симфонией-проповедью: форма и содержание совершенно не типичны ни для симфонического жанра в целом, ни для симфонизма самого Шостаковича. Броская, полная бытовизмов поэзия молодого Евтушенко обличает и наставляет в прямолинейном духе, напоминающем о средневековых притчах, смешение высокого и низкого слога характерно для народного лубка. Музыка поднимает текст на новый уровень, полифонически дополняя и расширяя его содержание, придавая ему глубокое, даже сакральное измерение. В Тринадцатой симфонии находят сходство с духовным вокально-оркестровым жанром – ораторией: в кульминационных разделах хор играет ведущую роль, солист предстает и как объективный рассказчик, и как голос автора, и как лирический герой, вокальные партии декламационны, основная мелодическая нагрузка ложится на оркестр.
Первая, самая драматичная часть симфонии «Бабий яр», состоит как раз из ярких разнохарактерных картин, объединенных рефреном-реквиемом по жертвам Второй мировой войны. Вторая часть – «Юмор» – представляет собой мозаику из саркастических мотивов в гротескной оркестровке, характерную для раннего Шостаковича. Классическая медленная часть симфонии написана на стихотворение, повествующее о тяжкой доле русской женщины, которую обвешивают и обсчитывают в советском магазине, в то время как музыка сохраняет лирико-созерцательный серьезный тон: эта часть была особенно любима композитором. Стихотворение «Страхи» было специально написано поэтом по просьбе Шостаковича: медленная, сумрачная четвертая часть цикла постепенно светлеет к финалу. Заключение симфонии на текст «Карьера» содержит все основные тематические комплексы симфонии от «Бабьего яра» до «Страхов», переплавляя их: юмор становится тёплым, размышления – возвышенными, а скорбь – умудренной.