В рамках программы “Новые имена. Лето” Городской театр 26 августа представил постановку Александра Кудренко с выпускниками актёрской мастерской Михаила Черняка (СПбГИКиТ) - “Калека с острова Инишмаан”. В основу положена известная пьеса ирландского драматурга Мартина МакДонаха, которую он написал в 1996 году. Сюжет рассказывает о жителях небольшого ирландского острова, которые почти отрезаны от большой земли. Населяют остров обычные люди, живущие в сельской Ирландии, но только с первого взгляда они кажутся простыми, на самом же деле у каждого есть своя поразительная история жизни, наполненная горечью и любовью. Среди них живёт калека Билли (Григорий Лобовиков) - открытый, немного наивный парень - "33 несчастья", как говорят про него тётушки. Он белая ворона на острове.
Ещё до начала на сцене выстроен из паллет магазинный прилавок, на заднем фоне которого видно нарочито нарисованное окно и большой портрет Мадонны с младенцем, украшенный гирляндами. Полки заполнены старыми жестяными коробками для печенья, банками горошка и ещё каким-то скарбом. Перед прилавков стоит скамейка. Все герои выходят и заполняют маленький магазин, на какой-то момент замирая, словно для коллективной фотографии. Звучит музыка, они в такт музыки танцуют руками. Но вот девушка вырывается вперёд и забывается в диком, немного неуклюжем танце. Ей хочется вырваться с этого острова, на котором она застряла. Все осуждающе смотрят на неё, но в душе им тоже хочется бежать отсюда. Они расходятся по своим обычным делам и на скамейке остаются “странные тётушки” Билли — Кейт и Эйлин (Ася Гордиевская и Дарья Колесникова). Забавная и очаровательная парочка выведена студентами с любовью, у них получается милое ворчание и стенание, а не страдание одиноких старых женщин. Пьеса сама по себе несёт комедийное начало, без ирландского чувства иронии просто невозможно выжить на этом продуваемом голом острове. Из диалога тётушек мы частично узнаем историю Билли. Они сидят на берегу и волнуются, что он так долго не идёт от доктора. Билли, наконец, появляется, он не выглядит несчастным, наоборот, он кажется “светлым”, чистым и непохожим на жителей этого городка. Он задержался, потому что, как обычно, смотрел на коров. В этой глуши у него есть всего две отдушины: чтение книг и созерцание пасущихся коров. Тут вбегает друг Билли - Бартли (Сергей Филипович), неунывающий мечтательный парень. Его преследует местная красотка Хелен (Виктория Быструшкина) - его сестра - жестокая молодая девушка.
Потом приходит Джоннипатинмайк (Лев Богачёв) - местный разносчик новостей. Нет такого дела, в которое бы он не засунул свой нос и не захотел выпытать все подробности. Его роль - разносить все новости и сплетни в городе, иногда он их выменивает на еду. К этому герою испытываешь отвращение с самого начала, пока не раскрывается подоплёка такого его характера. Живёт он с матерью-алкоголичкой, она настолько потеряла себя, что все её называют просто Мамаша (Алиса Рейфер). И вот в этот мир, состоящий из любования морем, швыряния кирпичей в коров, пропускания стаканчиков виски, чередования горошка и картошки, влетает новость, что на соседний остров приехали голливудские киношники.
Само действие пьесы происходит в Ирландии в 1934 году, откуда в предыдущие года множество людей бежало в США в поисках лучшей жизни. Возможно, среди них и была тётушка Бартли, которая присылает ему конфеты в пакетике. Все мечты её племянника вертятся вокруг заморских конфет и телескопов. Во многих жителях острова живёт “американская мечта”. Калека Билли, и так с детства пребывающий в грезах, загорается идеей попасть в Америку, ведь его родители утонули по пути туда. Ему во что бы то ни стало нужно попасть на соседний остров, где высадилась кино группа, которая даже ведёт отбор местных для съёмок в фильме. Хитростью Билли упрашивает Малыша Бобби взять его в лодку, на которой он везёт Хелен и Бартли на Инишмаан попробоваться в кино. Малыш Бобби (Даниил Игошев) в пьесе - красивый и мрачный персонаж, чья жена умерла от туберкулёза. Он честен, справедлив и добр, но не может простить предательства. За дорогу Хелен будет платить ему поцелуями и, может, даже подержит за руку. С шести лет она расплачивается за свою красоту и отбивается от домогательств различных типов, в том числе и священников. В ожидании поездки Билли воображает себя в образе Чарли Чаплина - “он ходит точно так же, как и я”. Пожалуй, это самые трогательные и душещипательные сцены, особенно когда Билли смотрит фильм с Чарли Чаплином и комментирует его, словно разговаривая с главным героем, олицетворяя себя с ним. Всё больше надежд на новую жизнь растёт в нём. На острове у каждого жителя города есть своя мечта, о которой он рассказывает по ходу спектакля. Они мечтают о красивой жизни, любви, телескопах, ментосе, признании матери, умереть принятым Иисусом, увидеть погибших родственников. Главная загадка пьесы - это правда о гибели родителей Билли, которую он постоянно пытается выяснить. Ему очень важно знать, что родители его любили. Ведь любовь и мечты - единственное, что может удержать тебя в жизни на этом проклятом островом, с его беспросветной нищетой и убогостью бытия.
История, описанная в пьесе, имеет историческую подоплёку. Вначале 1930-х на западном побережье Ирландии известный режиссёр Роберт Флаэрти снимал документальный фильм о местных рыбаках, который в 1934 году вышел в прокат под названием «Человек из Арана». Фильм рассказывал о трудной жизни жителей острова, борющихся за своё существование. Несмотря на суровую жизнь, они всё ещё знают, что такое добро и зло, несут в себе знание об истинных добродетелях и верят в Бога. Именно этот фильм смотрят в конце герои спектакля. Но некоторые, посчитав, что это всё скучно и неправда, покидают сеанс в магазине.
Спектакль, который мог бы стать беспросветно мрачным и жестоким, получился в духе текста МакДонаха. В нём есть все грани “ирландской островной жизни”. Надежда и юмор отличают этих людей, а без этого лучше уж быть съеденным акулой. Да и сама Ирландия уже не кажется дырой, раз туда даже приезжают киношники. Цельность действия, музыки и видеоряда отличает эту постановку. Актёрские работы тоже на высоком уровне. Все мужские роли — это абсолютное попадание в тональность героя. С женскими персонажами старшего возраста было сложнее попасть в такт, но там спасает абсолютное очарование диалогов и взаимодействия с партнёрами.
В конце хочется отметить, что именно такого прочтения МакДонаха сейчас не хватает, где наравне с осмыслением трудностей жизни показан путь, полный надежд, где в каждом можно увидеть добродетель, где жестокость произрастает не из натуры, а из жизненных обстоятельств. Слёзы от смеха, горечи и солёного ветра - всё смешалось на этом острове.
Текст: Наталья Яковлева
Фото театра
Жаль, что в статье нет имени режиссёра спектакля Александра Кудренко! А оно должно быть ПРЕЖДЕ ВСЕГО!
Есть в первом же предложении.