Летний вечер в Вишнёвом саду

Почему бы не сыграть пьесу "Вишнёвый сад" во дворе Фонтанного дома, среди деревьев и скамеек, которые помнят шаги Ахматовой и Гумилева? Режиссёр Андрей Сидельников решил взглянуть на знакомую пьесу по-новому, пустив действие в обратном направлении и добавив ей воздуха в буквальном смысле. Показы спектакля "Вишнёвый сад. Тишина" состоялись 21 и 22 августа. 

Перед началом зрители собираются в фойе театра на Литейном, им предлагают напитки, чтобы меньше чувствовать прохладу августовского вечера. Звенит колокольчик и появляется высокий мужчина в костюме-тройке и шляпе. Он шутливо просит зрителей угадать кто он, вариантов много. Дальше мы узнаем, что это Фирс (Александр Кошкидько). Старый дворецкий, символ эпохи будет провожатым и по истории, и по саду. А сейчас Фирс зовёт всех в зал, где зрители на несколько минут садятся и видят в глубине сцены настежь открытые двери, а за ними сад. Дальше их проводят через сцену, они буквально входят в пьесу, в сюжет, проходя в эти двери.

В саду сумерки и дворецкий берёт фонарь. Перед нами стоит на стуле молоденькая девушка с корзинкой. Лицо её и руки выбелены, она явно нервничает. Дуняша (Аглая Гершова) начинает рассказывать свою историю, как только Фирс направляет на неё луч света. Молодая горничная в своём монологе произносит самые важные свои фразы, здесь мы слышим и случай с предложением, про любовь с Яшей, дружбу с Аней. Но вот пора двигаться дальше по дорожке сада, Фирс высвечивает из темноты следующего героя пьесы — Яшу (Александр Койгеров), до этого он безуспешно пытался прикурить сигару. Словно призраки, или же подобно лицам, смотрящим с деревьев, по выражению Лопахина, будут по очереди появляться все герои пьесы. Петя Трофимов (Сергей Матвеев) размышляет о любви и вишневом саде с книжкой Карла Маркса в руках, горделиво сравнивая себя с ним. Грустная и прекрасная Раневская (Екатерина Кулеш) сбивчиво рассказывает о муже-пьянице, о родном саде, то вдруг вспорхнет, завидев маму вдалеке. Строгий и деловой Лопахин (Сергей Азеев) говорит, что нужно всегда идти вперед, тут же он предлагает план спасения имения и без стеснения заявляет, что купит его. Лопахин отличается от привычного образа, он решителен, образован, ему несвойственно пребывать в мечтаниях, обо всём он судит трезво.

Обойдя сад по кругу и выслушав каждого, мы вспомним таким образом их истории и чаянья из пьесы. Вот уже под стук топоров зрители незаметно оказываются перед сценой, почти стемнело, и актёры готовы показать вторую часть спектакля.

В саду специально для постановки построена небольшая сцена, посередине которой стоит большой четырехстворчатый шкаф. На нём нет деталей, только общий контур и двери. Из шкафа выходит Фирс, на створках проецируется текст его финального монолога. Он всматривается в глубину сада, ходит по сцене, садится и начинает вспоминать. Воспоминания воплощаются в пластические этюды. Здесь актёры рассказывают о событиях, которые остаются за текстом пьесы, о том, что герои только вспоминают в монологах, о том, что было до того, как сад собрались вырубить. Герои лишены слов, есть только танцы, жесты, свет, проекция текста, предметы. Этого достаточно, чтобы показать, поймать очертания воспоминаний, которые человек воскрешает перед глазами. Фирс сидит тут рядом под деревом и смотрит на сцену, а иногда присоединятся, молодея на глазах. Воспоминания вовлекают его в свой круг, а где-то и вовсе он становится их главным героем. То он ловко расставляет посуду на приёме у генерала, то уже пускается во все тяжкие с Гаевым, который проигрывает состояние на бильярде. Нам показали трогательную и трагическую сцену гибели Гриши в реке, и как умирает от шампанского муж Раневской.

 

Мы наблюдали за романтичной и нежной встречей Пети и Ани. Они сидят на шкафу рядышком и читают “Капитал”, болтая ногами и тихо перешёптываясь. Всё, абсолютно всё, помнит этот столетний шкаф, как и Фирс, который уже не годен для починки. Он сидит под деревом, а рядом тележка, в ней собран весь его нехитрый скарб. Теперь он без дома, его дом-усадьбу сжигают в финале. Ярко горит картонный домик, который поджигают Лопахин и Епиходов, они смотрят, как в пламени постепенно гибнет и дом, и его герои. Старому дворецкому остаётся только взять немного пепла и уйти в шкаф, внутри которого живёт вечно зелёный и летний вишнёвый сад.

Спектакль “Вишнёвый сад. Тишина” не укладывается в рамки классических постановок пьесы, он даёт возможность воспринять всё то, что осталось за текстом пьесы, почувствовать атмосферу и настроение беззаботной жизни накануне катастрофы. Герои здесь - лишь вспышки, бесформенные призраки, которые шепчут в саду.

Текст: Наталья Яковлева

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения