17 августа театр Романа Виктюка (г. Москва) показал спектакль «Венецианка». Сюжет строится на приеме «театр в театре»: зритель присутствует на репетиции театра-студии начала XX века. Революционно настроенная труппа ставит комедию неизвестного автора, действие которой разворачивается в Италии XVI века. Все роли исполняют мужчины, возрастное ограничение 18+.
В пьесе 6 персонажей, 4 из которых – женские. «Мы должны чувствовать и жить по-новому. Даешь новый театр!» - говорит режиссер, распределяя роли и вызывая смешки над теми, кому предстоит играть женщин. Здесь нет специального грима или костюмов – только язык тела и интонации голоса.
По сюжету бедный юноша Юлио приезжает в Венецию в поисках приключений. Он попадает в любовный треугольник: на улице встречает знатную красотку и влюбляется в неё, при этом в него уже влюблена другая состоятельная дама, которая пытается добиться взаимности. Юноше предстоит выбрать между двумя женщинами… Любовь, страсть, предательство и даже постельная сцена – все тонко, завуалировано, в полутонах. О том, что происходит на сцене, понятно по диалогам.
Молодые актеры буквально оглушают потоком бешеной энергии: их перемещения по залу и акробатические номера не оставят равнодушными. В спектакле задействовано все пространство: на сцене – основная декорация с большими буквами «РВ» («Революция, вперед!»); закрытые жалюзи окна – периодически открываясь, символизируют венецианские дома; и даже высокие металлические конструкции с осветительными приборами, на которые герои лихо залезают, становятся частью сюжета. А сами актеры то и дело играют со зрителями, вовлекая их в постановку.
Вторая сюжетная линия – конфликт режиссера и труппы. Режиссерский свисток – то, что помогает зрителю переключиться. «Актеры» молоды, энергичны, но им не хватает опыта: периодически они сбиваются, возвращаясь к нормальным голосам. «Спектакль» сопровождается комментариями и разборами «Режиссера»: то один выйдет из образа, то другой забудет текст, а кто-то и вовсе опоздает на выход… За это следует наказание. Нет, он не учит, а дрессирует актеров, заставляя по свистку делать живые пирамиды. «Делай раз, делай два, делай три…» - и каждый раз подопечные изображают новую фигуру. Актерам это не нравится – веселое хулиганство сначала ближе к концу переходит в «свержение власти», символично отобрав свисток.
Спектакль "Венецианка" - это интересный и необычный театральный опыт, который станет открытием для тех, кто готов к экспериментам или хоть немного разбирается в истории искусств (отсылки к Мейерхольду, Таирову, Малевичу). Однако, любителям классических постановок спектакль может показаться слишком переполненным, вызывая смешанные чувства...
Текст: Татьяна Осипова
Фото театра