Диалектическое единство: премьера «Дуо»

Под конец театрального сезона, 11 июля, на сцене БДТ две примы Мариинского — Диана Вишнёва и Дарья Павленко — расширяли границы восприятия балета постановкой современного танца «Дуо». Спектакль — премьера в рамках проекта Context. В его традициях внимание к эксперименту и развитие новых тенденций в танце. Мы побывали на втором дне премьерных показов и выделили четыре грани новаторства спектакля. 

Музыка 

Драматургия вечера отсылает к традиции театральных вечеров 19 века из двух отделений. Первое было отдано современной музыке, которую специально для спектакля написал Алексей Ретинский. Танец начинается только через полчаса после старта представления. До этого пространством владеет аудиосоставляющая. Сквозь полную темноту на сцене начинают пробиваться лунные лучи. Такая концепция пластического спектакля отсылает нас к отношениям Каннингема и Кейджа, Кеерсмакер и Райха: музыка и танец в «Дуо» существуют вне иерархии, дополняя и обогащая друг друга. И хоть идея таких тандемов не нова, на российской сцене плотная работа композитора и хореографа в сотворчестве — редкость. Ретинский написал двухактное произведение из электронной шумовой музыки в базе и инструментальной партии для струнных (скрипка и виолончель) с фортепиано. В увертюре помимо музыки Алексея звучит фольклорный хор musicAeterna.

Фольклор 

До появления на сцене танцовщиц мы пребываем в архаичном ритуальном мире. Свежесформированный коллектив musicAeterna folk (и в их привлечении к работе над спектаклем тоже видно новаторство) исполняет свой уже сформировавшийся после Дягилевского и тематического уикенда в Переделкино репертуар. Вокалисты медленно ходят по сцене (почти парят над) и «колдуют» свой древнерусский обряд. То ли заговаривают пространство, то ли готовят танцовщиц к их “племенному” танцу. Вот как комментируют эту часть исполнительницы хореографии: «Мы возникаем на сцене как две архетипические фигуры из ниоткуда, вне времени и вне места. Это подчеркивают наши костюмы — ​они настолько закрыты, что мы будто в коконах, где видны только лица».

Танец 

Хореографию в постановке сочинял Павел Глухов, молодой автор, выходец из фестиваля Context. В идейном соавторстве вместе с Дианой и Дарьей он создал нетривиальный женский дуэт. Партии танцовщиц не про соревнование, как, например, соперничество Заремы и Марии в «Бахчисарайском фонтане» или Никии и Гамзати в «Баядерке». Примы выступают в роли самостоятельных, в чем-то похожих и при этом очень разных героинь. Они реализуют женские архетипы, эфемерные ролевые модели, почти неуловимые характеры. Такие дуэты — редкая форма даже для современного танца. 

Тема 

Взаимодействие между танцовщицами держится не на конфликте, а на сотворчестве. Примы танцуют о контакте с другим, поиске баланса между слиянием и автономностью. Музыка предшествует пластике и подготавливает пространство для танцевального путешествия-откровения. Визуальные образы повторяют ритм хореографического диалога: в какой-то момент ткань становится третьим танцовщиком и одновременно связующим полотном между балеринами. «Дуо» крайне метафоричен. Пожалуй, основное в облаке тем спектакля – идея диалектического единства, целого, которое собирается из противоположных индивидуальностей. Этот прием звучит и в форме спектакля: встреча современной хореографии и академических танцовщиц, и в сценографии — пасторальная лунная ночь и тут же индустриальное металлически-огненное пространство, и конечно же в пластическом языке. По словам команды спектакля, в постановке много и личного. Вот как комментирует это Павел Глухов, хореограф: «При постановке соло мы вспоминали душевные раны, которые не зарубцевались и тревожат. Я постарался их показать или по крайней мере проговорить, чтобы каждая из балерин смогла раскрыть внутри танца свою болевую точку. У меня не было задачи вытягивать из них информацию: мы просто садились и разговаривали. У меня сложилось впечатление, что они сами хотели поделиться тем, как складывалась их карьера — с кем из хореографов работа сложилась, а с кем было тяжело взаимодействовать, как они себя ощущают сейчас как танцовщицы и артистки. Для меня стало открытием, как болезненно балерина относится к тому, что она должна в своем искусстве забыть о себе как о человеке».

«Дуо» можно будет увидеть в новом сезоне: на сцене БДТ и на столичных гастролях 18 и 19 сентября в РАМТе.

Текст: Елена Свиридова 

Фото организаторов 




Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения