Забальзамированная женитьба, или Дуракам счастье

В этом году исполнилось двести лет со дня рождения Александра Николаевича Островского, и 2023 объявлен годом великого русского драматурга. К круглой дате приурочены многие культурные мероприятия – выставки, спектакли, читки. Но театру «Приют комедианта» не нужно к определенным числам ставить новые спектакли – на его сцене уже почти четырнадцать лет идёт «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Александра Исакова.

Всем известная история – хотя бы по фильму с неподражаемыми Георгием Вициным и Нонной Мордюковой – про «сыночку-корзиночку» и его попытки пристроить себя богатой невесте. Наверное, непросто играть тех героев, о которых у каждого человека уже сложилось представление благодаря кино, но актёрский ансамбль постановки с этой задачей вполне удачно справился – они отразили на сцене знакомые типажи, добавив в каждую роль что-то своё – самобытное, любопытное, и в то же время очень лёгкое – тем самым наделив каждого персонажа своими индивидуальными чертами.

Бальзаминов в исполнении Владимира Крылова получился даже не столько простодушным и наивным, сколько глубоко инфантильным, слегка раздражающим своей беспомощностью и излишней мечтательностью человеком. Его и жалеешь, и смеёшься над ним, и тут же он вызывает в чём-то неприятие – и всё это одновременно. Роль матери Бальзаминова, Павлы Петровны, вышла у Ольги Ариковой просто уморительной – все эти реакции на окружающую действительность выглядели очень органично, хотя тут была опасность уйти в ужимки, наигрыш или гримасничанье – всё-таки роль гротесковая, преувеличенно комедийная. Но актрисе удалось найти баланс, живо и натурально передать образ простой, забавной и любящей маменьки, а её неоднократно произнесённый от всей души возглас «Кряк!» после каждой выпитой рюмочки – просто прелесть что такое.

Яркие и выпуклые рисунки масок героев – большая удача этой постановки. Пронырливая сваха (Юлия Молчанова), напоминающая своими повадками и своей объёмной шляпкой лису Алису в исполнении Елены Санаевой из легендарного фильма «Буратино», сразу даёт понять через свою манеру держать себя, что она устроит всё как вам нужно, но поимеет с этого максимальную выгоду для себя любимой. Лихой, но трусоватый Лукьян Лукьянович (Алексей Галишников), вызывающий смех уже только тем, как таращит глаза и подкручивает пышные усы. Сёстры Анфиса (Соня Горелик) и Раиса (Ирина Саликова) Пеженовы – два перпетуум-мобиле в пёстрых нарядах, снующих по сцене туда-сюда и наводящие суету по любому малозначительному поводу.

Ну, и, конечно, самая яркая, во всех смыслах, роль была у Татьяны Полонской, сыгравшей Домну Белотелову. Сложно было бы конкурировать по яркости с её нарядами, которые были один ярче другого – особенно с тем платьем, похожим на огромный бело-розовый торт безе, в котором она вышла в финале. Её Белотелова была хоть и карикатурная, но не лишённая величия дама. В её несколько высокомерном взгляде, в гордом повороте головы и плеч сквозила ленная праздность вперемешку с презрением к окружающим, особенно к свахе. Она прекрасно понимала, что положение и богатство разрешает и прощает ей многое в её поведении. Белотелова могла успешно заставить натурально прыгать вокруг себя на коленях всех нижестоящих её по социальной лестнице – и эта манера держаться встречалась с пониманием. Ведь значимость спектакля по пьесе Островского, который идёт на разных подмостках страны уже вторую сотню лет, в том, что зрители узнают в героях себя и своих знакомых. Во все времена кто-то богат и пользуется этим, а кто-то беден и хочет выгодной для себя партии – известная картина. Забальзамированная.

В спектакле все герои одеты броско, затейливо и сложносочинённо, аж в глазах рябит. И на контрасте с нарядами – их унылые жизни, строгие общественные порядки, тусклый быт, скучные условности. И – живущие в домах-крепостях за высокими заборами, с заколоченными наглухо ставнями, соседи и знакомцы. Всё сценическое пространство художник Ирина Долгова заполнила этими самыми заборами, дощатыми стенами, серой мебелью, какой-то рваной марлей, выполняющей функцию экрана, где транслируются ремарки «от автора», поясняющие место действия. Отсылка к фильму Константина Воинова?... И уж точно здесь оммаж – постоянная фортепьянная музыка, напоминающая игру тапёра, сопровождающая весь спектакль.

Постановка Александра Исакова похожа на яркую шуршащую обёртку, за которой скрывается не только «уморительно смешная комедия», как обозначена постановка в афише, но и социально направленное высказывание, актуальное во все времена. Вот спектакль подошёл к концу, «Мишенька, голубчик» Бальзаминов не без помощи окружения приблизился к своей мечте и почти женится по расчёту. Ну, самое время по этому поводу всем «пляску сочинить на радости».

Текст: Дарина Львова 

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения