На сцене Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке с 16 по 18 июня проходили гастроли Белгородского государственного академического драматического театра имени М. С. Щепкина. Петербургские театралы увидели три разноплановых спектакля – комедию «Ревизор» по бессмертному произведению Н. Гоголя, красивый трагедийный спектакль «Катерина Измайлова» по очерку Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и комедию «Ужин дураков» по пьесе французского автора Ф. Вебера. Это первые гастроли в Санкт-Петербурге коллектива, которому в этом году исполнилось 87 лет.
Несмотря на то, что выезд Белгородского театра в Санкт-Петербург произошел впервые, общение между двумя театрами происходит уже давно. Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке Семен Спивак поставил на белгородской сцене спектакли «Касатка» и «Идиот». Кроме того, Молодёжный театр на Фонтанке - частый гость организованного белгородцами Всероссийского фестиваля «Актеры России – М. С. Щепкину».
«Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». Имя знаменитого русского актера М. С. Щепкина, которое носит Белгородский театр, задаёт высокую планку. За три дня гастролей актёры Белгородской драмы проявили себя как высокопрофессиональные мастера психологического театра. Это ярко проявилось уже в первом гастрольном спектакле «Ревизор» в постановке народного артиста РФ Бориса Морозова. Добротная, без излишних «наворотов» режиссура, позволила артистам представить зрителям пьесу Н. В. Гоголя такой, как задумал её автор. Поразила точность актёрского кастинга. Андрей Манохин воплотил на сцене того самого Хлестакова, которого представляешь, читая пьесу – чрезвычайно легкомысленного, никчёмного человечка-мотылька, на которого вдруг свалилась безграничная власть над чиновниками губернского города N. Как свободно, совершенно ни в чем не сомневаясь, чувствует себя герой Андрея Манохина в своей новой «роли»! Как ловко и бездумно пользуется случаем и набивает карманы деньгами чиновников, готовых давать взятки «ревизору». Поневоле задумаешься о парадоксах человеческой натуры, которая практически не изменилась и по сей день. Поразительное внешнее сходство артиста с А. С. Пушкиным играет на дополнительное раскрытие смысла – Хлестаков тоже в своем роде «сочинитель», виртуозно воспользовавщийся благоприятными обстоятельствами. Его слуга Осип (Виталий Стариков), умный, величавый и осанистый, гораздо лучше, чем хозяин осознаёт возможные последствия происходящего, он точно знает, что надо срочно уносить ноги, не брезгуя при этом такими мелочами, как два мешка сахара и персидский ковер. Чиновники, угождающие Хлестакову, - в мундирах, с орденами, многие убелённые сединами. Каждый по-своему старается выполнить указания Городничего. Сам же Городничий (Виталий Бгавин), выделяется «видной» наружностью, высоким ростом и красным мундиром. Ловкий и умелый в привычной среде, он явно пасует перед ничтожным Хлестаковым не только в деловой сфере, но и в личной жизни. Сцены бесстыдного флирта Хлестакова с женой (Вероника Васильева) и дочерью (Валерия Ерошенко) городничего сыграны актерами психологически очень точно и смешно.
В этом спектакле, как впрочем и в других спектаклях Белгородского театра, даже маленькие и второстепенные роли играются артистами очень ярко и точно. Купец Абдулин, пришедший к Хлестакову жаловаться на Городничего, в исполнении Сергея Купчичева темпераментен и ярок – настоящий колоритный купец из русской провинции. Как ловко падает он на колени при виде «ревизора» Хлестакова! А «сама себя высекшая» унтер-офицерская вдова (блистательная роль Надежды Пахоменко) – эмоциональна и узнаваема. Персонажи спектакля очень правдоподобны, постановку по праву можно назвать русской национальной комедией. На петербургской сцене спектакль, в котором все провинциальные чиновники во главе с Городничим, мечтают жить в Петербурге, звучат особенно актуально. А как приятно было петербуржцам услышать слова Городничего о двух петербургских рыбах – ряпушке и корюшке!
Хочется также отметить работу в этом спектакле художника по костюмам Андрея Климова – костюмы персонажей красивы, добротны и точно соответствуют эпохе.
Во второй вечер гастролей, 17 июня, белгородцы показали «Катерину Измайлову» по очерку Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке приглашенного молодого режиссера Алексея Доронина. Авторы спектакля обозначили жанр как «русская мистерия». Эта серьезная и красивая постановка в целом тоже выполнена в традициях реалистического и психологического театра. Сходство с мистерией ей придает периодическое появление на сцене Кота (он же Дьявол) в исполнении Андрея Манохина и его свиты – пятерых девушек в фривольных черных нарядах (в программке они обозначены как «Соглядатаи или альтер-эго Катерины»). Периодически на сцене появляются убиенные Катериной люди в исподнем. В финале спектакля вместе с героями перед глазами зрителей движется процессия священных животных (совсем как в известной песне Бориса Гребенщикова «Город золотой»), а над сценой парит сама Богоматерь (Нина Кранцевич), умиротворяя разыгравшуюся на сцене трагедию.
Примечательно, что Алексей Доронин выступил в этом спектакле не только в качестве автора инсценировки и режиссёра, но и в качестве художника спектакля, создав авторскую сценографию и костюмы. Спектакль визуально очень красив, костюмы героев выполнены в единой стилистике. На арьер-сцене выстроен длинный помост, где происходит часть действия. А над ним возвышается длинный прозрачный коридор, в стеклах которого отражается небесная синь.
Очень органично звучат в постановке записи рок-группы «Калинов мост». Музыка в русском стиле создает особую атмосферу спекткля.
Катерина Измайлова в исполнении Вероники Васильевой – очень красивая русская женщина. Волевое и умное лицо, хороший рост, статная гибкая фигура – всё при ней. Характер у нее истинно русский – выражается она откровенно и прямо, без обиняков, действует решительно. Актриса играет очень точно, темпераментно и достоверно, недаром за эту роль она была награждена медалью Министерства культуры Российской Федерации «Великий русский писатель Ф. М. Достоевский». Уже с самого начала отношения между персонажами спектакля поражают жёсткостью. Свёкр Борис Тимофеевич (Иван Кириллов) тычит в Екатерину палкой, пожилой муж Зиновий Борисович (Виталий Бгавин) неласков и несправедлив. Катерине ничего не остается, как дерзко хохотать в лицо своим обидчикам.
Один из символов спектакля – ненавистная кровать, на которую безвольно валится расхристанная Катерина, и которую то выдвигает на сцену, то задвигает за кулису её нелюбимый муж.
Поразительна по грубости сцена издевательства приказчиками Измайловых над кухаркой Аксиньей (Надежда Пахоменко) – мужчины опутали её длинными канатами и гонят по сцене, как лошадь.
И в то же время Аксинья, нагулявшая «на людях» мальчика, символизирует радость и полноту жизни, которой неосознанно завидует запертая в купеческом дому Катерина. Именно во время этой сцены Катерина и замечает нового приказчика Сергея, а вскоре поддается его напору и любовному пылу. Героя в исполнении Игоря Ткачева нельзя назвать красавцем, но он хорошо сложен, брутален, разговорчив и решителен.
Действие развивается стремительно, и вот уже Катерина, спасая возлюбленного от ссылки в Сибирь, отравляет ядом свекра, а через некоторое время они вместе с любовником зарубают топором и приехавшего после долгой отлучки мужа.
Какое-то время убийства остаются без наказания, если не считать мук совести Катерины и Сергея. Перелом происходит после убийства любовниками наследника Измайловых малолетнего Фёдора Лямина (юный артист Петя Сенчуков). Преступников сдают полиции, любовная пара оказывается среди закованных в кандалы каторжников, идущих по этапу. Катерина уже не любима. Более того, её любимый открыто ей изменяет с арестанткой Сонеткой (Валерия Ерошенко) и всячески над ней издевается. Не выдержав многочисленных обид, Катерина решается на своё последнее преступление – увлекая за собой соперницу, бросается в Волгу, где обе женщины погибают. Трагедия счастливой и несчастной любви Катерины представлена в спектакле в современной стилистике и с современными оценками.
Артисты Белгородской драмы умеют заставить зрителя задуматься, знают, как рассмешить публику и сделать её счастливой. В третий день гастролей Белгородского театра, 18 июня, петербургские театралы увидели блистательную комедию «Ужин дураков» в постановке Виталия Бгавина. Спектакль перенес зрителей в хорошо обставленную квартиру знаменитого парижского книгоиздателя Пьера (Виталий Стариков). Хозяин квартиры имеет необычное хобби – вместе с друзьями он каждую среду приглашает на ужин дураков. Приглашенные показывают себя во всей красе, друзья промеж собой насмехаются над ними, хороший вечер обеспечен. Именно для этой цели Пьер приглашает к себе Франсуа (Дмитрий Евграфов), забавног сотрудника налоговой службы, увлекающегося изготовлением макетов из спичек.
Но всё оказывается не так просто. Неожиданно от Пьера уходит жена (Оксана Бгавина), а самого Пьера разбивает приступ радикулита. И недотёпа Франсуа, наделав, конечно, массу нелепых и смешных ошибок, всё же помогает Пьеру вернуть любимую женщину. Эта очень смешная постановка порадовала петербуржцев замечательной игрой сильного актёрского ансамбля. Хитроумный издатель Пьер в исполнении Виталия Старикова проницателен и достаточно мудр, чтобы усвоить преподнесенный жизнью урок. Дмитрий Евграфов, исполняющий роль «дурака» Франсуа – невероятно органичен и уморителен. Очень интересный образ любовницы Пьера Мадлен, любительницы собак и Индии, получился у Нины Кранцевич. Хорош в роли Лёблана, друга Пьера, и Иван Кириллов.
Быстро пролетели три дня гастролей Театра им. М. С. Щепкина. Все три гастрольных спектакля были приняты петербургской публикой очень тепло. Петербуржцы познакомились с белгородскими артистами, многих из них успели полюбить. А это значит, что дружба двух театральных коллективов будет продолжаться к радости зрителей обоих городов!
Текст: Мария Кросс
Фото театра