Спектакль Михаила Бычкова "Трамвай "Желание"" в Приюте комедианта был поставлен в 2005 году. Эта постановка построена на выдающихся актерских работах - в первую очередь заслуженной артистки России Марины Солопченко. Она играет роль Бланш - женщины, которая потеряла опору в жизни, пережила предательство, смерти близких. Теперь она может только мечтать, надеяться, полагаться лишь на милость и доброту других людей, а им ведь и своих проблем хватает. Бланш - живой сгусток боли, она приезжает в дом своей любимой сестры, Стеллы-звездочки (Наталья Ткаченко) в поисках последнего пристанища, тёплого крова - вдруг хотя бы отсюда не выгонят. Две сестры, как и сестры Прозоровы, выросли в высшем обществе, в большой красивой усадьбе, с прислугой и гувернантками. Но судьба заставила изменить уклад жизни.
Противопоставлен сёстрам-бывшим аристократкам человек из народа, грубый неотесанный мужлан (Денис Кириллов так убедителен, что действительно вызывает отвращение своим поведением) Стенли, муж Стеллы. Он неаккуратно ест, много выпивает, поколачивает время от времени жену, а потом бурно мирится с ней, стоя на коленях и крича на всю улицу - неужели это и есть любовь? Стелла смирилась уже с таким положением вещей, она приняла мир как он есть, во всей его неприглядности. Но Бланш приходит в ужас, она хочет забрать сестру из этого ада и вырваться сама. И всё же преисподняя с каждым днем затягивает её всё дальше.
В пьесе Теннесси Уильямса мне видится Чехов: прежний мир с его моралью, хорошим воспитанием, общественными устоями отходит в прошлое, он просто не может конкурировать с миром хитрых и сильных дельцов, которые всего добиваются. Бланш была дамой из высшего света, но такие, как Стенли, совратили её и втоптали в грязь. В её жизни имелась большая любовь, но в основном - мужчины, которые лишь пользовались ей. И вот она уже немолода, стала приживалой в чужом доме и никакой мифический поклонник из прошлого не приплывет на своей роскошной яхте, чтобы спасти её. Ей придётся доживать свои дни в психиатрической больнице, среди чужих равнодушных людей. Какая грубая и подлая жизнь! Спектакль оставляет чувство безысходности и сдержать слезы невозможно.
Из актёров второго плана хочется отметить Татьяну Полонскую (Юнис, соседка Стеллы), которая искренне играет женщину с тяжёлой судьбой. Её героиня постоянно ругается с мужем, но всё же не может оставаться равнодушной к чужой боли. Она заботится о сёстрах, проявляет участие. В самые тяжёлые моменты женщинам могут помочь только другие женщины.
Выходя со спектакля, зрительницы говорили: "Такие ситуации только на западе происходят, не у нас", имея ввиду, что Стенли бьёт Стеллу, но она от него не уходит. Это высказывание не выдерживает никакой критики. Но речь не об ошибочных представлениях, а о домашнем насилии, которого со времени начала СВО становится всё больше, потому что в целом растёт уровень агрессии в обществе. Женщинам, пострадавшим от насилия в семье, в РФ помогает центр "Насилию.нет", Консорциум женских неправительственных объединений.
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра