МастерФест — обучающий фестиваль для актёров и творческих людей. Для широкой общественности наибольший интерес представляет теоретическая часть МастерФеста — открытый лекторий, который пройдёт на разных площадках города с 18 по 23 июля. В программе лектория — пять тематических лекций, спектакль-перформанс, кинопоказ и две встречи с экспертами, посвящённых различным направлениям театральной и киноиндустрии. Мы побеседовали с участниками команды фестиваля, которые рассказали о себе и поделились рекомендациями.
Около: Почему вы занимаетесь организацией МастерФеста? Каков ваш вклад в организацию фестиваля?
Алексей Муханов: Ответ будет издалека. В старших классах я попал в театральную студию при гимназии, которая потом переросла для меня в полупрофессиональный театр - Театр Нового Зрителя "Синтез" со своей площадкой, своим репертуаром, своей труппой, своими задачами и амбициозными целями. И на пути к этим целям столько всего было интересного, веселого, памятного и сложного, столько было запоминающихся событий, о которых можно рассказывать долгие-долгие истории, что сейчас, став по определенным жизненным ситуациям директором Театра Нового Зрителя "Синтез" и руководителем проекта, можно сказать, что считаю своим долгом в какой-то степени и перед своими товарищами по театру, с кем все это начиналось, и перед потенциальными участниками фестиваля, которые смогут испытать весь колоссальный спектр эмоций на фестивале, продолжать принимать участие в организации фестиваля. Мой вклад? Я только подписываю разные документы и ставлю печать на них, все остальное организовывает команда Театра Нового Зрителя "Синтез": Милица, Любовь, Павел, Александр, Елизавета и многие другие.
Около: Вы готовите масштабную общедоступную программу. Расскажите о событии, которое кажется вам наиболее интересным, и почему вы рекомендуете посетить именно его?
Алексей Муханов: Каждый раз мы стараемся улучшить фестиваль для его участников по сравнению с предыдущим. И каждый раз ищем новых мастеров, новых лекторов, новые темы, техники, площадки... Я не хочу выделять отдельное событие. Ведь только погрузившись с головой в какое-либо дело можно действительно добиться серьезных результатов. Так и с фестивалем "Мастерфест" - в программе есть лекции, есть тренинги, есть спектакли, суть в том, чтобы принять участие во всём, влиться в движение фестиваля, начать плыть в его течении, не сопротивляясь. И тогда, на финальном показе ты почувствуешь прилив знаний, уверенности в себе и обнаружишь вокруг себя много единомышленников.
Около: Почему вы занимаетесь организацией МастерФеста? Каков ваш вклад в организацию фестиваля?
Александр Андреев: МастерФест давно уже стал частью моей жизни. Сложно сказать, почему я этим занимаюсь. В этом много чистой преданности проекту, которым наш театр занимается 9 лет. В последние три года точно добавились азарт и чувство, что делаешь что-то действительно большое и важное. Меня трогает и впечатляет то, как люди соприкасаются с событиями фестиваля, какие они в процессе, как они смотрят друг на друга в конце и что пишут и говорят после. Это больше касается практической части фестиваля, но, на мое удивления, лекторий тоже оказался способен трогать до глубины души и определять какие-то новые векторы саморазвития и жизни как слушателей, так и самих лекторов. А ещё мне просто нравится работать с теми, кто делает МастерФест.
Почти во все организационные процессы МастерФеста включен больше чем один человек. Будь то креатив или технические моменты. Всё решается вместе. Такая вот демократия на шестерых. Поэтому мой вклад очень разный. Но если сузить круг до основных вех, то я подбираю мастеров для практической части фестиваля, веду стартовые переговоры. На мне визуал проекта: фото, видео, дизайн сайта, социальных сетей и печати, мерч и так далее. По ощущениям, я одновременно внутри и снаружи большой части процессов фестиваля, чтобы объединить в одно. В какой-то момент подумали, что меня можно называть арт-директором.
Около: Вы готовите масштабную общедоступную программу. Расскажите о событии, которое кажется вам наиболее интересным, и почему вы рекомендуете посетить именно его?
Александр Андреев: Я под большим впечатлением, как команда делает лекторий третий год подряд. Как и на практической части, очень важно собрать разные события и спикеров вместе так, чтобы случалась синергия и всесторонний взгляд на театр. Если с консервативной стороны, то я бы сказал, что спектакль-перформанс «Гамлет-гаджет» — это то событие, на которое точно нужно пойти. Несколько лет знаю Александра Савчука и уверен, что будет максимально интересно. Особенно в новом для фестиваля пространстве «Третье место». Во время подготовки мы обсуждали, что дать зрителям: более легкий или же вдумчивый материал. Остановились на втором. Кажется, что вопросы выбора, которые поднимаются на спектакле, очень важны в наше время.
Если идти через что-то созвучное лично мне, то я бы посоветовал сходить на лекцию Саши Магелатовой на площадке проекта «Культурная среда» в Буквоеде. Саша - человек с разным творческим опытом, с разных сторон взаимодействующий с театром. Мне это близко.
Вот так интересно получается, что Саша советует сходить на Саш.
Около: Почему вы занимаетесь организацией МастерФеста? Каков ваш вклад в организацию фестиваля?
Любовь Леонюк: Честно говоря, сейчас мне уже сложно дать ответ на этот вопрос. Идея фестиваля родилась девять лет назад в светлых головах Андрея Эдуардовича Лунина, нашего режиссёра, и Владимира Павловича Волкова, хорошего друга нашего театра, и мы, на тот момент три девчонки-актрисы театра, стали руками, ногами и устами нашего режиссёра в первый год проведения фестиваля, нащупывая, разыскивая, апробируя сам формат и форму существования возникшей идеи. За эти девять лет я повзрослела, и точно так же вырос и сам фестиваль. Из камерного междусобойчика он трансформировался в крупное городское событие, отголоски которого лично я слышу в разговорах с разными незнакомыми людьми ещё в течение следующего года. И на данный момент у меня уже нет ответа, повторюсь, почему я занимаюсь организацией, я просто знаю - каждое лето у нас МастерФест. И точка.
Моя роль в команде - взаимодействие с участниками от и до, формирование групп, расписания, внутренней работы команды во время событий, работа над методическим изданием, связи с партнёрами, курирование программы Лектория. Это если очень грубо сказать, потому что нас не очень много, и иногда мы подхватываем задачи друг дружки и тогда становится совсем сложно разобраться, кто за что отвечает.
Около: Вы готовите масштабную общедоступную программу Расскажите о событии, которое кажется вам наиболее интересным, и почему вы рекомендуете посетить именно его?
Любовь Леонюк: Событие, которое задело лично моё сердечко, - это лекция Юлии Клейман о социальной ответственности художника. Этой осенью я была несколько потеряна и не понимала, а за что сейчас отвечает творчество и нужно ли оно вообще. И, посетив лекцию Юлии, я получила такой заряд вдохновения, ответы на свои вопросы и понимание необходимости продолжать свой путь, что я сказала ребятам - делайте, что хотите, но Юлия будет с нами в этом году. И так оно и произошло.
А если говорить про самое интересное событие, то это - перформативная лекция Галы Самойловой и Оксаны Кушляевой. Такого ещё не было и вряд ли повторится. Семь событий в одном, одно событие о семи разных смыслах, то ли классическая лекция, то ли разыгранный перформанс, в общем - максимальный выход из реальности в любом случае.
Около: Почему вы занимаетесь организацией МастерФеста? Каков ваш вклад в организацию фестиваля?
Елизавета Бровикова: Я занимаюсь на Фесте диджитал-коммуникациями. Все тексты про МастерФест в сети, от сайта до ответов участникам в чатах — это непосредственно моя работа. Плюс придумываю какие-то небольшие штуки из области процессов: как эффективнее собирать отзывы, какие каналы коммуникации использовать, всякое такое.
Сейчас уже сложно вспомнить, как и почему это для меня началось. Так уж вышло, что я много лет была рядом с командой театра «Синтез», однажды просто влилась. И сейчас МастерФест даёт мне очень важное — ощущение опоры. Что бы ни происходило вокруг, мы знаем, что, вот, есть несколько сотен людей, для которых мы постараемся и которым дадим серьёзный стимул дальше заниматься перформативными штуками. Это очень вдохновляет.
Около: Вы готовите масштабную общедоступную программу. Расскажите о событии, которое кажется вам наиболее интересным, и почему вы рекомендуете посетить именно его?
Елизавета Бровикова: Мне, на самом деле, довольно сложно назвать что-то одно. Каждый год команда очень выкладывается, собирая «лайнап» для нашего лектория. Так что внимания точно заслуживают все события. Если говорить именно про мои вкусы, то в этом году первое место в моем личном топе делят два события. Во-первых, показ «Театральный режиссёр в кино», на котором мы посмотрим фильм «Похожий человек» и побеседуем с его создателем, режиссёром Семёном Серзиным. Мне представляется действительно важным поговорить о взаимном влиянии кино и театра сегодня, потому что, как мне кажется, за междисциплинарным подходом и синтезом искусств — будущее.
Во-вторых, я очень жду лекцию Елены Свиридовой «Театр абсурда: как смотреть, чтобы видеть». Вот в чём тут дело: несмотря на свою уже довольно богатую историю, для широкой аудитории театр абсурда остаётся непонятным, сложным, чересчур новаторским. Надеюсь, в рамках фестивального лектория у нас получится дать зрителю хотя бы пару инструментов, которые позволят этот театральный метод декодировать и даже полюбить.
Около: Почему вы занимаетесь организацией МастерФеста? Каков ваш вклад в организацию фестиваля?
Павел Маслов: Еще в школе я попал в театральную студию, которой руководил Лунин Андрей Эдуардович и Озирная Елена Михайловна. Оттуда меня «забросило» в Театр Нового Зрителя «Синтез», в котором они же были режиссерами. А уже в «Синтезе» в далеком 2015 году я первый раз столкнулся с «МастерФестом». И заразился. Заразился идеей, что театр должен быть всегда и везде. И здесь не присутствует пафос. Театр правда везде. Повзрослев, перейдя через огромное количество испытаний, которые «подарила» мне судьба, я убедился в этом окончательно. Для меня «МастеФест» - это квинтэссенция театра. Это творчество и общение, которые объединяясь, создают невероятную атмосферу сплочения. На «МастерФесте» ты обретаешь чувство, что ты не один. Это, на мой взгляд, самое главное. Именно поэтому я этим и занимаюсь. И искренне радуюсь счастливым лицам участников. И когда слышу от них «Спасибо», понимаю, что все не зря.
На «МастерФесте» я занимаюсь разными делами. От поиска спикеров и партнеров фестиваля, до доставки еды для мастеров. Отзывы на прямые трансляции также можно писать на мое имя. А еще грузчиком подрабатываю. Кофе могу принести. На звуке посидеть. Натянуть пресс-вол. Иногда таксист, иногда мерчендайзер. А еще классно могу поспать на диване для ваших фотокарточек.
Невозможно оценить мой вклад в этот фестиваль. Я командный игрок. И с командой мне невероятно повезло.
Около: Вы готовите масштабную общедоступную программу. Расскажите о событии, которое кажется вам наиболее интересным, и почему вы рекомендуете посетить именно его?
Павел Маслов: Так как поиском выступающих для Лектория занимались я и Люба, для меня каждое мероприятие наиболее интересное. Но если убрать субъективную оценку, мы старались подобрать спикеров, так скажем, «по фен-шую». Каждое мероприятие было так или иначе связано с фестивалем, имело свое место в программе. Как например, лекция Анны Ивановой-Брашинской будет открывать нам новые и разные смыслы, после погружения в которые будет легче «входить» в мастер-класс Михаила Шеломенцева. Елена Свиридова немного погрузит участников в материал, который пригодится на лаборатории Бориса Павловича. Традиционно кто-то из предыдущих мастеров показывает себя в роли теоретика, как Гала Самойлова (мастер актерских тренингов 2022 года), или в роли актера, показывающего в жизни свои режиссерские практики, как Александр Савчук (мастер лаборатории режиссуры 2021 года). В этом году увидим, как мастер актерских тренингов Евгений Анисимов станет спикером Лектория и поговорит на тему, которая волнует каждого без исключения. Лекция Александры Магелатовой покажет, как можно не останавливаться и всесторонне развиваться (она, кстати, была нашей участницей мастер-классов в прошлых годах). Традиционный для «МастерФеста» кинопоказ, который в этом году представит Семен Серзин из Невидимого театра (оттуда же, кстати, Алесандра Джунтини - мастер актерских тренингов в 2021 году), практическая лекция про дубляж от Михаила Черняка (Лосяш - мой любимый персонаж из Смешариков) и сюрприз для участников на открытии. Очень важная и как никогда актуальная сейчас лекция Юлии Клейман. И прекрасная Оксана Кушляева, которая, как и наши участники, пробует что-то новое для себя. Это все феноменально (читать голосом Лосяша)!
Мы подбирали все так, чтобы участники проходили полный цикл, погружаясь в жизнь фестиваля с головой. Чтобы в конце, уже после закрытия, у всех оставалось приятное послевкусие и невероятный подъем сил. Чтобы их не покидало чувство, что они не одни. И также нашей программой хотелось показать, чем живет театральный мир России и Петербурга, в частности, сейчас.
Около: Почему вы занимаетесь организацией МастерФеста? Каков ваш вклад в организацию фестиваля?
Милица Белоусова: Я - фанат МастерФеста. Мне очень нравится его формат, благодаря которому за колоссально малый срок можно успеть познакомиться с совершенно разными спецификами и подходами к театру. Я обожаю дух этого фестиваля - все заряженные, горящие, даже жадные, в хорошем смысле этого слова. И когда ты видишь счастливые глаза участников, наблюдаешь за переменами в них, слышишь столько благодарных отзывов, а еще когда и сам испытываешь все это на себе! Наша команда каждый год также наравне со всеми проходит все классы. Испытав весь этот заряд эмоциями, прочувствовав энергообмен и понимая, насколько это помогает и заряжает других людей, возникает только один вопрос: «А как не заниматься организацией МастерФеста?»
Сложно сказать, какой конкретно мой вклад.
Я в проекте с его истоков. В 2015 году мы занимались всем и сразу. Но и фестиваль тогда был еще не таким масштабным. Сейчас у нас в команде уже за каждым закреплены его сферы ответственности. К примеру, конкретно я отвечаю за подбор команды мастеров фестиваля, также отвечаю за поиск площадок. А еще….
И у каждого из нас есть это «а еще…». Мы театр - Театр Нового Зрителя «Синтез», как в названии, так и по жизни. Мы работаем в синтезе, постоянно советуемся друг с другом, зачастую принимаем коллективные решения и очень друг другу помогаем.
Около: Вы готовите масштабную общедоступную программу. Расскажите о событии, которое кажется вам наиболее интересным, и почему вы рекомендуете посетить именно его?
Милица Белоусова: Если мы говорим в целом о фестивале, то я бы советовала абсолютно каждому - и профессиональному актеру, и человеку, который даже не знаком со сценой, посетить практическую часть МастерФеста, это круто! Это реальный опыт, реальная трансформация, это тренировка себя, а чаще даже познание и осознание себя. Каждый год я прохожу цикл мастер-классов от наших мастеров и каждый год совершаю новые открытия. Поэтому советую всем!
Если говорить конкретно о Лектории, то сложно ответить, когда сам всем горишь. Мы формируем программу так, чтобы она была максимально разносторонней, мы подбираем те темы, которые максимально важны и интересны и нам, мы приглашаем тех специалистов, в которых мы максимально уверены. В программе этого года есть как и общеобразовательные повествования, так и темы, на более узкую аудиторию, как более консервативные истории, так и более откровенные встречи. А тут на вкус и цвет товарищей нет. Но ручаемся мы абсолютно за каждую лекцию!
Вопросы задавал Александр Шек
Фото: Александр Андреев