Арт-группа "Другое место" из Ульяновска 30 июля разбила мне сердце. Спектакль Александра Лебедева "Человек в закрытой комнате" по пьесе Татьяны Загдай вытаскивает и препарирует твою душу под бодрые песни шансона о мусорах и криминальных элементах непростой судьбы. Смотреть "Человек в закрытой комнате" - очень смешно и больно, как жить в России в 2023. Кажется, тут остались только люди с неуемным чувством юмора, иначе не выжить. Мы смеялись взахлёб над чёрными похоронными шутками, а потом так же взахлёб рыдали. Почему нельзя было выразить свою любовь вовремя?
Этот спектакль - суровое российское роуд-муви, щедро приправленное хтонью и непрерывным матом. Жанна (Евгения Тимченко) приезжает на малую родину к умирающему отцу (Данила Мельников), но не успевает проститься. У них двоих больше никого нет в этом мире. Она должна его похоронить, а для этого нужно ехать в райцентр. Её вызывается отвезти друг детства, классический гопник с условным сроком (Алексей Бабуркин). Поездка была бы совсем не увлекательной, но вдруг отец, за всю жизнь не сказавший Жанне доброго слова (хотя бы "Ты молодец, дочь), оказывается очень разговорчивым покойником. Да что там - отец не замолкает, у него есть мнение по любому вопросу, он даёт советы и учит жизни. Как во всех фильмах на эту тему, отца слышит только Жанна. Лишь потеряв папу, она обретает его. Она может быть дочерью под папиной защитой.
Ольга Мотина блестяще играет всех остальных персонажей, моментально переключаясь с одного на другого: вон она трогательная собака с мягкими ушами, вот полицейская, вот санитарка в морге, а вот уже и грациозная смерть с косой. Она реалистично играет представительниц глубинного народа, который бесконечно смотрит телевизор, умеет устроить поминки по-людски. Этот народ по-своему добр, просто очень бедно и плохо живёт.
"Человек в закрытой комнате" - история не про мою жизнь, но у многих моих подруг были именно такие, отсутствующие отцы: пьющие, равнодушные, нелюбящие, незамечающие, отталкивающие. Такая безотцовщина - и по документам, и по факту в целом присуща российскому обществу, и её будет всё больше с каждым днем. В финале, после кремации, Жанна ломает кассеты отца. Кассеты с его любимыми блатными песнями, которые она всегда ненавидела. Которые она помнит наизусть. Жанна всегда будет дочерью своего отца, она не сможет от этого убежать или уехать. Только после его смерти Жанна поняла, что они родные, самые близкие люди. Чтобы её молодой отец, уходя, помахал ей, а она в последний раз крикнула в открытое окно: "Папа!".
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра