Во время первых сцен спектакля «12 стульев. Фрик-кабаре» в Театре Эстрады имени Аркадия Райкина даже не вспоминается, что сейчас перед нами будет разворачиваться сюжет про турецкого подданного Остапа Сулеймана Берта Мария Бендер-Бей и про "гиганта мысли, отца русской демократии" Кису Воробьянинова. Натуральное кабаре фриков с эпатажными персонажами в перьях и блёстках, а также выпрашиванием – довольно невинным – денежек у добрых зрителей.
Режиссёр Илья Архипов соединил на сцене всем известный роман Ильфа и Петрова с ярким жанром варьете, в рамках которого можно органично позволить себе любое театральное хулиганство. Тут и отсылки к шоу в стиле бурлеск а-ля Дита фон Тиз – соблазнительный танец Эллочки Щукиной (Екатерина Селиванова) в ванне (чем не огромный бокал мартини со льдом, как у Диты?), и уморительная пародия на легендарных «Служанок» Романа Виктюка – «Я прошу прощения, а что мы смотрим? – Это «Колобок» – «Колобок»? Докатились!», и, конечно же, изобилие музыки – от бродвейских танцев под французских рокеров «Debout Sur Le Zinc» и американских джазистов «Squirrel Nut Zippers» до живого исполнения Бритни Спирс и Леди Гаги.
Сценограф Станислав Никитин вместе с художником по свету Татьяной Яцюк создают в сценическом пространстве неожиданный микс из кабаре с его пышностью, мигающими лампочками и странными персонажами – чего только стоит актёр (он же хореограф-постановщик) Никита Борис, исполняющий сразу три роли – Мадам Петуховой, Беспризорника и Безенчука, или карикатурно-мрачная Елена Станиславовна Боур (Татьяна Калашникова) в чёрном бархатном платье и с огромной ниткой жемчуга на всё тело – и из иллюстраций к книжной истории про приключения двух авантюристов. Здесь огромная световая, как из гримёрок, рамка становится то стенами дома, то местом для вычурных танцевальных па, то потолком. По подиуму, уходящему в зал до седьмого ряда, совершают дефиле некоторые персонажи спектакля, по нему из зала идёт впервые на сцену и Бендер (Артём Иванов), и по нему же спускается к зрителям до плотного интерактива (в поисках милостыни) Киса в исполнении самого постановщика спектакля.
Второй акт открывает масштабная сцена расставания Остапа и его случайной жены – колоритнейшей мадам Грицацуевой (Мария Малькова) – они оба парят над сценой, он – стоя на железной балке, она – в ванне и с веслом в руках. Но вот несостоявшаяся ячейка общества опускается на землю, а из-под земли на авансцену под разухабистую мелодию поднимаются на движущемся вверх отрезке сцены фриковатые участники кабаре, делающие вид, что они играют на музыкальных инструментах.
Сюжет романа в спектакле отражён отрывочно, – но все ключевые эпизоды упомянуты. Склеиваются переходы между эпизодами за счёт закадрового авторского текста, произношение которого взяла на себя Конферансье (Арина Клементьева) – она в энергичной манере ведущего в кабаре рассказывает зрителям необходимый минимум для понимания происходящего. История о поиске стульев с драгоценностями открылась с неожиданной – музыкальной и танцевальной – стороны. Киса, похожий на сутенёра в своей огромной шубе, леопардовом пиджаке и в блестящей шляпе, и Остап, напоминающий художника в живописном плаще и турецкой шапочке, составляют красочный тандем. Они легко и с юмором идут от одного стула к другому, почти не отвлекаясь на неудачи и призраки прошлого – только Воробьянинову в минуты неспокойного сна является образ его умершей жены (Анастасия Носовец).
Вся фабула воспринимается настолько непринуждённо в своей гротесковости и фарсе, что даже как-то неожиданно становится от финала, тем более финала недосказанного. Киса перерезает горло уснувшему Остапу, а затем степенно и торжественно направляется по красной ковровой дорожке к последнему стулу, который, как мы знаем, тоже оказывается пустой. Но зрителям это не демонстрируется, как и то, что бриллианты из этого стула уже давно найдены, так и то, что на них построен Клуб железнодорожников, в котором этот стул остался стоять на память. На сцену опускается затемнение, и пёстрые герои на каблуках и в боа выходят на поклоны. Скоро фрик-кабаре будет вновь готово распахнуть двери перед всеми желающими.
Текст: Дарина Львова
Фото театра