2 июня в Севкабеле состоялся премьерный кинопоказ картины Натальи Мещаниновой «Один маленький ночной секрет». Режиссер сняла автобиографический фильм — зеркало, в котором отразилась страшная реальность – одна новогодняя ночь из жизни подростка Миры. Фильм вошел в конкурсную программу кинофестиваля «Пример интонации», который проходит в Санкт-Петербурге с 1 по 4 июня.
Режиссер Наталья Мещанинова известна своим талантом показывать новые версии правды так аутентично, что камера фиксирует все нюансы внутреннего мира героев в их взаимодействии с миром. Драма «Комбинат “Надежда”» шокирует речевой достоверностью и точностью атмосферы провинциальной серости. Победитель «Кинотавра» «Сердце мира» — пронзительное кино с удивительной поэтикой. «Аритмия», в которой Наталья была соавтором сценария, получила награды на множестве фестивалей, включая «Нику», «Золотого орла» и «Кинотавр».
Новый фильм Натальи Мещаниновой «Один маленький ночной секрет» (продюсеры Наталья Дрозд и Сергей Сельянов) уже был показан на фестивале в Роттердаме. Основой для фильма послужила книга Натальи «Рассказы», вышедшая в 2017 году, а именно - автобиографичный рассказ «Желание» о сексуальных домогательствах отчима. Роль примерного семьянина, такого человека, которого можно встретить в очереди в «Пятерочку», добродушного отца для родных дочерей и насильника для падчерицы сыграл муж Натальи – Степан Девонин.
«Один маленький ночной секрет» - авторское кино. По всем законам жанра фильм отображает внутренний мир режиссера, ее собственные комплексы, страдания и переживания. Так же, как Тарковский или Герман исследовали и транслировали свой богатый личностный опыт посредством особого уникального кинематографического почерка, Наталья Мещанинова рисует свой автопортрет на фоне обычного российского города под ностальгическую музыку из 1990-х: «Тучи» Иванушек International и «Розовый фламинго» Алены Свиридовой.
Все пространство фильма разделено на три зоны: действие происходит в квартире девочки Миры Голубь, или, как иронично ее называют друзья, Голубя мира (Таисья Калинина), в квартире ее подруги Леры (Елизавета Запорожец) или на улице. Дом Миры – то место, из которого она стремится сбежать и в которое не хочет возвращаться. Девочка любит маму (Елена Плаксина) несмотря на то, что она не препятствует мужу, смутно понимая, что происходит в ее семье, и ненавидит отчима до такой степени, что мечтает о его смерти.
Выход на улицу – это своеобразный путь к свободе. Там девочку ждет праздник, селфи и шампанское с лучшей подругой и первый поцелуй по любви с мальчиком из Риги Даней (Олег Савостюк). Игра в снежки, катание с горки, огненное шоу в компании друзей могут создать у зрителя впечатление, что он смотрит молодежную комедию, вроде «14+» Андрея Зайцева. Особенно в тот момент, когда на экране появляется Ульяна Васькович, сыгравшая в том фильме главную роль. Но это впечатление обманчиво, как и те попытки изобразить счастливую семью, которые предпринимает мама девочки.
Мира – подросток, оказавшийся в безвыходной ситуации. У нее есть свойственные ее возрасту комплексы по поводу внешности, а еще есть открытый взгляд, желание любить и быть любимой, и смелость. Девочка легко берет в руки горящие чаши, а, доведенная до отчаяния, способна встать на самый край за перилами балкона, чтобы быть, наконец, услышанной. Вот только этому желанию не суждено сбыться. Оператор снимает девочку через мутное стекло, которое символизирует стену между ней и окружающим миром.
В целом операторская работа Артема Емельянова создает более чем реалистичную картинку: периодически это ручная камера в духе «Догмы» Триера, периодически камера выхватывает значимые детали, акцентируя их. Например, когда Мира оказывается в полукруге света, словно звезда реалити-шоу, рассказывающая о своей победе на любовном фронте, возникает комический эффект и ложное ощущение, что всё еще, может быть, обойдётся. Камера подкарауливает подростков в момент неосознанной открытости и свободы чувств, в которой многие свойственные возрасту черты характера акцентуируются, а человека охватывает аффект. Так, в Ульяне отчетливо проступает гнев, а в Мире – истерика. Отлично удалось поймать взгляд мальчика Дани – добрый, влюбленный, заботливый. Возможно, в какой-то момент он и сам верит, что влюблен в Миру.
Вот только есть ли вера в любовь или надежда на прощение в этом фильме? Отчетливо и звонко звучат темы предательства матери, друзей и понравившегося мальчика, грубо и жестоко произнесены насмешки и воплощены издевательства, в девочке кипит ярость и жажда мести, на что она, безусловно, имеет право и что, наверное, почувствует каждый способный на сопереживание зритель, которому предстоит посмотреть этот фильм.
В обсуждении после фильма Наталья Мещанинова сказала, что «стараясь быть честным, ты раскрываешься». И в этом кино чувствуется присутствие автора, искренне и доверительно проходящего через создание фильма собственную терапию. Первые кадры фильма – это светящиеся окна, на которые зрители несколько минут смотрят в тишине. За одним из таких окон и возникает эта новогодняя страшная сказка, в которой кот роняет елку, а под поздравление президента одна девочка загадывает желание, чтобы ее мучитель умер. Это честность, на которую не хочется смотреть и в которую не хочется верить. Но все-таки на то, что такое происходит, нельзя закрывать глаза. Особенно когда об этом с помощью киноязыка рассказывает женщина, пережившая это насилие на собственном опыте. Конечно, хотелось бы, чтобы у этой истории был другой финал: например, рядом с девочкой оказались не равнодушные взрослые, а представители фонта «Тебе поверят», но и тот финал, который есть не в фильме, а в жизни: девочка выжила, выросла и стала талантливым кинорежиссером и сценаристом – это тоже чудо, достойное того, чтобы ему стоя аплодировал весь зал.
Текст: Инна Зайцева