В Петербурге с 17 июня по 2 июля проходят масштабные гастроли Театра Наций. Привезли «Кто боится Вирджинии Вулф?» Данила Чащина по пьесе трехкратного лауреата Пулитцеровской премии Эдварда Олби с Евгением Мироновым и Марией Смольниковой, «Дядю Ваню» в постановке руководителя парижского театра «Одеон» Стефана Брауншвейга, «Мастера и Маргариту» канадца Робера Лепажа, кукольный спектакль «Ходжа Насреддин» Тимура Бекмамбетова («Золотая Маска»-2022), постановку Марины Брусникиной «Прыг-скок, обвалился потолок» по сценарию Геннадия Шпаликова.
В рамках гастролей 26 июня на Новой сцене Александринского театра состоялся показ спектакля “Саша, привет” по антиутопии Дмитрия Данилова, он же - автор инсценировки (премьера в Москве была 24 сентября 2022). Антиутопия эта сегодня звучит абсолютно буднично и реалистично. Да и условное будущее недалекое - 2025 год. Как и в других произведениях Данилова, в центре сюжета - противостояние маленького человека и власти, проблемы в коммуникации между людьми, синдром отложенной жизни и размышления о том, что насилием гуманистические идеалы не посеять.
Преподаватель Сергей Петрович (Игорь Гордин) приговорен к смертной казни за связь с 21-летней студенткой. Всё было по взаимному согласию, но это не аргумент. За изнасилования и убийства в будущем даже не сажают, зато за взятки и преступления против морали - расстрел из пулемета. Вот такой режим всеобщей гуманизации в стране. В спектакле Марата Гацалова сквозит горькая узнаваемая ирония - подсудимый бормочет про госуслуги и запрещенные соцсети (конечно, пользоваться можно, если получится!), спрашивает, а что если он сбежит в Грузию? Слово “тюрьма” в этой новой реальности не произносится, оно подменяется “комбинатом” с по-европейски комфортными условиями, начальник (Артем Тульчинский) - славный малый, который терпеливо, заученными фразами проводит инструктаж Сергею Петровичу. В нем, как в зеркале, отражаются все чиновники, слепо верящие в выбранный путь страны.
На сцене - лаконичное монохромное пространство с табличками на подставках, именуемыми деревьями, а на деле это словно могильные плиты с крестами (художник-постановщик Николай Симонов), герои - в безликих графитовых костюмах (художник по костюмам Мария Данилова). Возводит действие до античной трагедии пение а капелла хора (ансамбль N’CAGED) по текстам белорусского драматурга Константина Стешика, основанных на произведения глашатаев абсурда - ОБЭРИУтов.
Вынесенное в название имя - машина для убийств, которую хотят таким образом очеловечить, пулемет, запрограммированный когда-нибудь выстрелить в спину Сергею Петровичу (сегодня или через 50 лет - неизвестно), визуализация самого страшного наказания - ожидания участи. “То есть я вот так здесь иду, а в меня стреляют?”. Сергей Петрович принимает решение суда амебоподобно, без отчаяния и жалоб. Он бесконечно устал от творящегося абсурда, и сил сопротивляться, да и вообще как-то реагировать уже нет, как у всех нас. Он способен лишь насмехаться над волонтеркой-социологом (Вера Макаренко), которая пришла взять у него интервью, да демонстрировать жест непокорности - фак пулемету/обществу/системе. Его остроумные словесные перепалки с женой-интеллектуалкой (Наталия Вдовина) маскируются под сарказм и равнодушие, а на деле полны нежности и страха. В этой новой удушливой атмосфере несвободы и ожидания конца, оказывается, можно существовать - месяц, полгода, годы, постепенно свыкаясь. “Тебя уже убили, ты просто этого не чувствуешь”.
Текст: Наталья Стародубцева
Фото театра