Публичная дискуссия о творчестве Ильи Кабакова, приуроченная к открытию выставки «Памяти Ильи Кабакова. Печатная графика в собрании Эрмитажа», состоялась 14 июня в Большом атриуме Главного штаба. В беседе приняли участие: генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский и художник Анатолий Белкин.
Илья Иосифович Кабаков, советский и американский художник, представитель московского концептуализма, родился 30 сентября 1933 в Днепропетровске, Украинской ССР, СССР, а умер 27 мая 2023 в Нью-Йорке, США. Кабаков стал всемирно известным в позднесоветский и постсоветский периоды благодаря своим "тотальным инсталляциям". Тотальная инсталляция — это произведение искусства, которое окружает зрителя со всех сторон. Стены, предметы, воздух и сами зрители становятся частью произведения художника. Первой тотальной инсталляцией стала мастерская Кабакова. Работы Кабакова «Жук» ($5,8 млн, 2008) и «Номер люкс» ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства. В последний раз имя художника оказалось на слуху у широкой публики в 2018 году, благодаря выставке «В будущее возьмут не всех», продемонстрированной в Главном Штабе и Эрмитаже, а затем в Новой Третьяковке.
Михаил Пиотровский рассказал, что выставка «Памяти Ильи Кабакова. Печатная графика в собрании Эрмитажа» продлится полгода в формате ежемесячной смены экспозиции. На выставке будут представлены авторские шелкографии, документирующие проекты разных лет. Сейчас посетители Главного штаба могут увидеть эскизы инсталляций Ильи и Эмилии Кабаковых: «10 персонажей», «Смотря вверх. Читая слова», «Музыка на воде», «Дом снов», «Центр космической энергии» и других. А также графические листы «Как изменить самого себя», «"Шутка" Льва Глебовича. Случай в пионерском лагере под Тарусой», «Е. Коробова говорит…».
Пиотровский прочел письмо Эмилии Кабаковой, вдовы художника, полученное в ответ на соболезнования от музея: "Так велика эта потеря для меня, что я пока что даже не могу поверить, что его нет. И все время ловлю себя на том, что хочу пойти и рассказать ему об очередной сумасшедшей идее..." Илья Кабаков работал в соавторстве с Эмилией с начала 1990-х. Работы они подписывали двойным именем: Илья и Эмилия Кабаковы.
Александр Боровский прочел отрывки из личной переписки с художником и небольшой рассказ, написанный самим Кабаковым, но прежде осудил то, как формировалось общественное мнение вокруг фигуры художника. Боровский назвал глупым и несправедливым суждение о том, что Кабаков "вынес на обзор мира всю мизерабельность коммунальной жизни, мусор русский и так далее" и зарабатывал на торговле этим непрезентабельным образом родины. По мнению искусствоведа Кабаков был с одной стороны экзистенциальным автором, а с другой человеком, крепко связанным с Россией и дорожившим своим советским прошлым.
В первом из прочтенных писем Кабаков пишет Боровскому, что ему кажется важным демонстрировать не только финальный результат, но и эскизы, наброски своих работ. Именно то, что можно сегодня увидеть на выставке в Главном Штабе. Во втором из зачитанных отрывком говорилось о имперсональности автора и "лице" художника, о бренде, который подменяет личность, и о повторяемости приема, что выхолащивает искусство до дизайна.
Анатолий Белкин поделился яркими воспоминаниями о своем последнем визите в мастерскую Кабакова. Белкин застал Кабакова за работой тонкой кистью над маленьким фрагментом огромного холста. Его поразило то, что у знаменитого модерниста в мастерской пахнет маслеными красками, ведь многие современные художники творят с помощью совсем других средств. "Кабаков - средневековый художник!" - поделился своим откровением Белкин.
К дискуссии был приглашен и известный фотограф Юрий Рост. Он не смог приехать, но прислал текст о Кабакове, который был прочтен вслух, и свои фотографии, сделанные в мастерской художника и вблизи нее.
Наконец, все было сказано, и Михаил Пиотровский предложил почтить память Кабакова овациями: "артистов всегда провожают аплодисментами!"
Текст и фото: Александр Шек