Артём Злобин выпустил премьеру "Магазин" в НДТ (или, как меня поправляли - НеБДТ) прошлой зимой, в основу легла одноименная остросоциальная пьеса Олжаса Жанайдарова, написанная, кстати, не вчера, а в 2014 году. Семён Серзин решил этот текст в камерном формате - актер-полицейский читает протокол, актриса рассказывает историю, танцует, мечтает, вспоминает родной Казахстан. Артём Злобин превратил "Магазин" в страшную вечеринку смерти, НДТ в целом присуща радикальность форм. В сценографии много красного цвета: красная сладкая клубника, красная шапочка умершей малышки, красная корзинка, в которой укачивают ребёнка, красная кровь на полу - бить нужно обязательно до крови, чтобы помнили.
У актрисы Татьяны Колгановой случилась в мае премьера: она заменила заболевшую коллегу и играет теперь хозяйку магазина, Зияш. "Мы первые кроманьонцы, мы выбились в люди". Зияш выбилась в люди, она поднялась со дна и достигла всего - у неё есть магазин, три квартиры и мечта - построить мечеть, грехи свои отмолить, которых предостаточно. Она нанимает на работу бесправных казашек, отбирает у них паспорт, красоту, украшения и идентичность - их традиционные имена. Так Карлыгаш (Анна Шельпякова) становится Катей, а ведь её имя означает "ласточка", ей воля нужна и воздух. Но она оказывается запертой в четырёх стенах, не видит Красной площади, её избивают, ломают пальцы, выбивают зубы, напаивают водкой и отправляют ублажать мужчин (отвратительная сцена сексуального насилия). Жизнь людей ничего не стоит, их, как отработанный материал, выбрасывают на помойку под всеобщее попустительство.
Материал пугает своей актуальностью, в нём есть всё, что мы видим каждый день: продажность ментов (их играют Татьяна Колганова и Михаил Тараканов), равнодушие общества, чудовищную глобальную и бытовую ксенофобию. Мы ведь часто слышим: "Понаехали", "Чурки", "Черножопые". Я еврейка с украинской фамилией и не слишком-то люблю национализм и этнические чистки. Мне страшно от того, что совсем рядом с нами, в магазине на углу или в соседнем доме, кого-то могли лишить свободы, сделать рабом. Поэтому о рабстве и бесправии человека перед законом и обществом нужно говорить прямо сейчас.
НДТ оправдал свою репутацию тёмного театра: если в пьесе финал открытый, Зияш погибает и Карлыгаш теперь свободна, она может поехать домой и увидеть папу, то в спектакле Артема Злобина история закольцовывается. Карлыгаш, которая прошла через ад, теперь готова приводить в него своих соотечественниц во имя Аллаха. Она становится хозяйкой магазина и просвета в истории не будет. Круг жестокости сужается и этнический ковёр, устилающий пол, ещё впитает кровь невинных и несчастных людей. "Рабами управляет господин".
Текст: Алла Игнатенко
Фото театра