18 июня в рамках гастролей Театра Наций на сцене БДТ имени Г.А. Товстоногова состоялся спектакль «Кто боится Вирджинии Вулф?» по пьесе американского драматурга, трехкратного лауреата Пулитцеровской премии Эдварда Олби.
Режиссёр Данил Чащин вместе с артистами показал, что психологическая драма, ставшая абсолютным хитом Бродвея шестидесятых (премия «Тони» за лучшую пьесу в 1963 году), до сих пор является актуальной и современной.
Экстравагантная и давно женатая парочка – Марта (Агриппина Стеклова) и Джордж (Евгений Миронов) представляют из себя взрывоопасный коктейль из страсти, ненависти и жёсткого юмора. На сцене разворачивается острый поединок между давними супругами, чувствуется, что всё это они играли уже не раз – круговорот «защита-наступление» привычно и задорно начинает своё бесконечное вращение в этом невесёлом доме, в котором хозяева отчаянно стараются веселиться и натужно делать вид, что всё хорошо. Они оба привыкли унижать и быть униженными, и кажется, что уже ничто, никакие обвинения не могут тронуть их сердце. Но видно, как они устали, как они чертовски устали от этого нескончаемого бега по арене из боли и слёз, щедро припорошенную абсурдными выходками, вызывающими танцами, масками свиней и личинами персонажей из испанского мультика «День мёртвых».
Однажды глубокой ночью после очередной безрадостной вечеринки в доме отца Марты на их пороге возникает ещё одна престранная семейная пара – Ник (Александр Новин) и Хани (Мария Смольникова). На первый взгляд они идеально друг другу подходят – вылитые Кен и Барби – подкаченный Кен, тьфу, то есть, Ник, миленькая миниатюрная Хани в светлом платьице. На их лицах застыли слегка фальшивые улыбки, но, возможно, это дань вежливости и ещё из-за лёгкого испуга – ведь Марта – героиня Стекловой - необычайная яркая, активная женщина, двигающая спектакль вперёд своей своеобразностью – с первой же секунды их морально давит, задаёт неудобные вопросы, начинает безобразное выяснение отношений с мужем прямо при них. Складывается впечатление, что несчастные молодые супруги попали в логово к хищникам, которые собираются их долго и наслаждением терзать. И отчасти сначала это выглядит именно так, но очень скоро мы видим, что они отнюдь не так прекраснодушны, какими хотят казаться. И то, что Хани много пьёт и её постоянно подташнивает, оказывается лишь верхушкой айсберга её недомолвок и скрытности. А с Ником ещё быстрее всё становится ясно – хитрец, гуляка, женился ради денег, карьерист.
Зачем же они собрались под одной крышей и всю ночь проводят за распитием крепкого алкоголя и неостановимым и неотвратимым душевным стриптизом друг перед другом? Всё это напоминает дом для душевнобольных и наводит на определённые мысли, особенно в контексте названия спектакля. Напомню, что Вирджиния Вулф – это писательница, страдавшая депрессией, которая привела её к самоубийству. Чем же закончится эта ночь для всех? Можно предположить, что она разнесёт всех вдребезги, и эту догадку подтверждает сценография Максима Обрезкова – расколоченный на несколько частей каркас дома, где уцелела лишь часть гостиной и бар с неисчислимым количеством бутылок. Тоска по неосуществимому и раздражение от этого пронизывает всё действие спектакля.
Кажется, что напряжение между героями уже не может больше сгущаться – оно и так почти осязаемое. Уже и ружьё, висевшее где-то за пределами сцены, выстрелило, уже все узнали обо всех постыдные тайны, а дальше что?... Новый день и новая ночь, судя по всему.
Героям остаётся только петь «Не боюсь Вирджинии Вулф» на мотив известной детской песенки «Нам не страшен серый волк». Или наблюдать за восходящим солнцем. Или за несходящей луной – тут как взглянуть. «Не боюсь сойти с ума, сойти с ума, сойти с ума…».
Текст: Дарина Львова
Фото театра