«Манекен» — 60 плюс

В 2023 году челябинский театр «Манекен» отмечает свое шестидесятилетие. В честь этого события мы пообщались с театральным исследователем, актером, режиссером и театральным педагогом Игорем Вячеславовичем Бармасовым.

ОКОЛО: По профессии вы актер театра и кино, проходили стажировку в качестве режиссера в Мастерской П. Фоменко под руководством Е. Б. Каменьковича, ставили спектакли в челябинских театрах «Манекен», «Камерный театр» и «Новый художественный театр», режиссер спектаклей «Мама», «Гринч» и «Stand up, поэты!». Получается, у вас сначала было актерское направление, а потом вы перешли в режиссуру. Почему вы решились сменить направление?

И.Б.: На самом деле, я хотел поступать на режиссуру. Но наш мастер порекомендовал сначала выучиться на актера, и я прошел полный актерский курс. Изначально я был актером, уже на третьем курсе работал в Челябинском театре драмы. Потом все-таки, вернулось первое желание — быть режиссером, и я продолжил развиваться в эту сторону.

ОКОЛО: Как давно вы сотрудничаете с театром «Манекен»?

И.Б.: Год не скажу, но, когда мы были студентами, у нас одновременно проходило обучение двух курсов: нашей мастерской и мастерской художественного руководителя театра «Манекен» Юрия Ивановича Бобкова, студенты которой потом устроились работать именно сюда. Они были при театре. Мы с ними дружили. Уже тогда возникла связь с «Манекеном». А когда я работал в институте преподавателем, я сделал спектакль «Снежная королева» к Новому году. Он жил какое-то время, а потом ушел из репертуара в связи с изменением актерского состава. Сейчас спектакль хотят вернуть, и я его восстанавливаю. Это был первый такой практический опыт встречи с театром «Манекен», а дальше таких встреч было уже много. Много проектов мы делали через художественного руководителя студии «Манекен» Владимира Федоровича Филонова. В его спектаклях я неоднократно выступал в качестве педагога по речи. Я работал с текстом, помогал ребятам. В общем, это было давно.

ОКОЛО: «Манекен» существует уже очень давно — с 1963 г. В этом году театр отметил шестидесятилетие. Первыми режиссерами были Анатолий и Борис Морозовы. Потом Юрий Иванович Бобков, Владимир Федорович Филонов. Кто сейчас вместе с вами ставит спектакли в театре?

И.Б.: Официальный штат режиссеров – это я и Сергей Петрович Овинов. Алексей Тютюев поставил к Новому году спектакль «Spocky Noki». Владимир Федорович Филонов продолжает сотрудничать с театром и ставить спектакли. У нас такой внутренний костяк постановщиков. Еще появился наш ученик — молодой экспериментатор Николай Борисов, который тут хулиганит. Недавно он сделал проект — экспресс-читку по пьесе, которую написала нейросеть. Собрался полный зал зрителей. Читка проходила в рамках проекта «Манекен +». Это специальная программа театра, в которой мы экспериментируем, приглашаем зрителей, разговариваем с ними.

ОКОЛО: В «Манекене» ведь и раньше было много интересных проектов. С 1988 по 2000 года «Манекен» проводил международный театральный фестиваль «Театральные опыты». Свои спектакли здесь представляли театры Чехии, Швеции, Турции, Словакии, Франции. Были спектакли известных режиссеров: Евгения Гришковца, Андрея Могучего. Проводятся ли сейчас подобные мероприятия?

И.Б.: Сейчас ситуация изменилась. Было затишье по разным обстоятельствам. Но за последние пару лет у нас произошли такие крупные события, как, например, областной образовательный форум для профессиональных актеров. В прошлом сезоне со всей области съехались артисты, и на базе театра «Манекен» занимались с прекрасными педагогами, среди которых был Игорь Яцко, педагог по сценической речи Михаил Каргапольцев, хореограф Сергей Землянский. Это была очень сильная команда педагогов. Они здесь занимались с утра до ночи. Позже мы сделали еще один проект всероссийского уровня — режиссерскую лабораторию, для которой мы со всей страны отобрали четырех режиссеров. Они сделали интересные эскизы. Все работы были очень хорошие. Продолжить работу мы смогли с двумя молодыми режиссерами из Москвы. Это ученики О.Л. Кудряшова из ГИТИСа: Ярослав Жевнеров и Ксения Самодурова. В августе будет показана одна работа, а в январе-феврале — вторая. Постепенно при помощи грантов и программ получается провести новые мероприятия. Конечно, мы помним про фестиваль «Театральные опыты», хотелось бы его вернуть, но пока этот масштабный проект нужно порепетировать на более мелких проектах.

ОКОЛО: При вашем участии были созданы многие спецпроекты: «Манекен+», «Очень плохой театр», «Театральная Манекениада». Расскажите о них подробнее.

И.Б.: «Манекен +» — это огромная программа, которая включает в себя все, что делается помимо репертуара. А многое так и делается. Название «Манекен +» связано с тем, что «Манекен» все время к чему-то присоединяется. К новой драматургии, к каким-то текстам, к новым технологиям, таким, как нейросеть. То есть все время что-то плюсует. Присоединяется к зрительской аудитории, и мы проводим актерский мастер-класс вместе со зрителями, где они учатся взаимодействовать. И в рамках этой огромной постоянной программы «Манекен +» мы в прошлом году делали театральную «Манекениаду». Она была приурочена ко Дню театра 27 марта и ко Дню рождения театра «Манекен» — 1 апреля. Получилась прекрасная неделя, в течение которой от Дня театра до Дня рождения театра «Манекен» можно было хулиганить. Мы экспериментировали, играли эскизы, устраивали читки. Была выставка театральных художников в фойе. В этом году «Манекениада» усложнилась, потому что было шестидесятилетие театра. Все силы ушли на организацию юбилея. Но мы ее вернем в следующем сезоне. Проект «Очень плохой театр» также проходил в рамках программы «Манекен +». Его выделили отдельно. Его создал наш молодой экспериментатор Николай Борисов. Там есть свои интересные условия и манифест: это должно быть только режиссерское сочинение без пьесы, нужно придумать все свое за семь дней и играть только один раз. Актеры все эти условия выполняют.

ОКОЛО: Насколько мне известно, в 2003 и 2008 годах Юрий Иванович Бобков набирал курсы по подготовке артистов театра. Многие выпускники пополнили труппу и играют в театре до сих пор. Как сейчас происходит увеличение труппы? Функционирует ли студия при театре?

И.Б.: Главным образом актерский состав пополняется таким же способом. У нас была мастерская с Владимиром Федоровичем Филоновым в студии «Манекен», мы вели курс четыре года. Два года назад, в ковидное время, они выпустились. Закрытый выпускной проходил онлайн. Большинство ребят с курса примагнитились к театру «Манекен». Это самый проверенный вариант. Студия живет своей жизнью. Это самостоятельная организация. У них свой репертуар. Это студенческий театр, в котором играют студенты. У нас Владимир Федорович Филонов ставит для профессиональных актеров.

ОКОЛО: «Манекен» часто ездил на гастроли. Спектакли театра «Дон Жуан», «Ромео и Джульетту», «Пеппи» показывали в США, Испании, Германии, Италии и Дании. Как сейчас обстоят дела с гастролями и фестивалями?

И.Б.: Эта традиция продолжается. Театр участвует в региональных фестивалях. Есть областной фестиваль «Сцена», в котором мы ежегодно принимаем участие. Есть фестиваль новогодних спектаклей «Морозко», в котором мы победили с «Гринчем». Есть фестивали всероссийского масштаба. Например, «Ирбитские подмостки», на который мы возили спектакль «Spocky Noki».

ОКОЛО: За последние десять лет театр выпустил много премьер, среди которых «Галатея Собакина», «Дикарка», «Женитьба», «Тайный жар», ваш спектакль «Гринч». Какие сейчас планы у театра?

И.Б.: Ксения Самодурова будет выпускать спектакль «Братья Карамазовы». Это очень интересно, потому что когда-то я думал, что Достоевского в «Манекене» не может быть. Хотя, на самом деле, они ведь там все молодые. У нас вся труппа — молодая и может смело там играть. Потом нас ждет хороший детский спектакль к Новому году. В январе-феврале Ярослав Жевнеров выпустит спектакль по пьесе Германа Грекова «Остановка». Это современная драматургия. 

ОКОЛО: Вы говорите, что сложно представить Достоевского в «Манекене», а какой он - театральный язык «Манекена»?

И.Б.: Это хороший вопрос. Здесь очень разнообразная труппа. За все годы были настолько разнообразные работы, что даже в одной труппе могут быть совершенно разные спектакли. Есть актеры, которые могут нести глубочайшую трагедию. Есть абсолютно игровой импровизационный театр хулиганов. Это разнообразие и формирует язык театра. А школа — единая. Все возвращаются к природе человека, его устройству, к психике, подлинному проживанию чувств. Спектакли очень разные. Зритель, который любит театр «Манекен», может прийти и увидеть пиршество а-ля спектакль «Принцесса Турандот», где все игровое, импровизационное. Или вдруг приходит на глубоко психологичный, драматичный спектакль, где следит за нюансами жизни человека.

ОКОЛО: При этом зрители совершенно не жалеют, что взяли сюда билет. Сегодня после спектакля «Золушка» я слышала мнение зрительниц, что они не зря опять взяли билет именно в театр «Манекен». В театре есть много прекрасных талантливых актеров: Германн Акимов, Наталья Гончарова, Сергей Овинов. С кем сложнее работать: с мэтрами или новичками?

И.Б.: На самом деле, смотря какой материал. Когда берешь пьесу, где нужны подвижность психики и смелое решение, молодые здесь всегда обгоняют корифеев. Но там, где нужны мастерство, основательность, глубокое проживание, опыт, тут корифеям нет цены и нет равных. Вот выходит Александр Игоревич Березин, и за ним целая биография. Ты смотришь и веришь во все.

ОКОЛО: Вы упоминали, что планируете ставить спектакль «Братья Карамазовы». В Петербурге, например, есть Пан.Театр, в котором спектакль поставлен по одной главе из «Братьев Карамазовых», есть театр «Суббота», который визуально напоминает студию «Манекен». Его основатель Юрий Смирнов-Несвицкий жил и работал в Челябинске. Как вы считаете, есть ли у «Манекена» близкие по духу театры в Санкт-Петербурге?

И.Б.: Сложно сказать, можно ли тут провести какую-то параллель. Возможно, студенческим духом, молодым, свежим задором «Манекену» близок театр «Мастерская» под руководством Григория Козлова. В нем тоже есть подвижность, не закрытые двери, а открытость. В «Манекене» тоже. Ребята могут участвовать в разных проектах. У нас есть «Mini театр». Есть проект дуэта «Nebolet». Это клоунада и пантомима. Они поедут на фестиваль в Елагин Парк. Благодаря открытости ребята получают новый опыт и обогащают театр.

ОКОЛО: И вы не боитесь экспериментировать с формой: читка, stand up. Как на это реагируют челябинские зрители?

И.Б.: Мы боялись, что будет непринятие, но принимают удивительно хорошо. Наш спектакль-концерт «Stand up, поэты!» — это исследование сегодняшнего дня через язык, через слово. Мы пытались поймать слова, чтобы поймать сегодняшний день. Там мы читаем письма Чехова и начинаем слышать время. А сейчас другой язык. Во время подготовки спектакля мы учились писать стендапы, проходили мастер-классы, актеры сами составляли эти тексты. Тексты меняются, живут. Это такая незаконсервированная история спектакля. Меняется время, меняются обстоятельства, ребята сочиняют новые тексты. Там также есть живая музыка, артисты сами играют на музыкальных инструментах и поют. У нас замечательная музыкальная руководитель и педагог по вокалу Анастасия Бородина. Мы выбрали песни, которые отражают современный язык. Взяли тексты, но спели их иначе, чтобы люди даже в глупых текстах нашли глубину, а в привычных — юмор. И зритель это очень хорошо принимает. Можно и отдохнуть, но есть и смысл, и исследование. Мы проводим зрителя по дорожкам, и он к чему-то приходит. Читки тоже принимают. Триста человек записалось на читку пьесы, которую написала нейросеть. Обсуждение после спектакля длилось почти два часа. Это было горячее обсуждение про искусственный интеллект, про творчество. Что является творчеством, а что нет. Люди высказывались. Видимо, сейчас хотят диалога, хотят разговаривать. Поэтому один из пунктов проекта «Манекен +» был — плюсоваться с людьми, говорить с ними. Потому что мы порой о них предполагаем, но, если с ними поговорить, что-то оказывается иначе. Они горят какими-то иными темами, а не теми, что мы предполагали. Поэтому надо разговаривать, надо коммуницировать. Можно по-разному: не только в обсуждениях после спектаклей, но и в мастер-классах, лекциях, проектах. Там можно увидеть, как люди реагируют, и сразу возникает идея, куда двигаться дальше. Публика прекрасная, разнообразная и умная. Например, у нас есть проект аудиопроменад, в котором всего восемнадцать зрителей, которым выдают восемнадцать наушников. Они начинают существовать в пространстве театра. Всем кажется, что это экскурсия. На самом деле, несмотря на то что все перемещаются по театру, возникает встреча с самим собой, каждый слушает голос в наушниках и встречается со своей историей, пишет себе письма, разглядывает себя в зеркалах.

ОКОЛО: Обсуждения после спектакля и интерактивное взаимодействие со зрителями — это очень важно. Замечательно, что «Манекен» растет и развивается спустя шестьдесят лет. Желаем театру процветания и еще больше благодарных зрителей! Спасибо.

Беседовала Инна Зайцева

Фото театра 

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения