Казанова приехал в Северную столицу: Премьера мюзикла «Казанова» Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина

16 и 17 июня на сцене Дворца искусств Ленинградской области прошли премьерные показы мюзикла «Казанова» Музыкального театра им. Ф.И. Шаляпина.

Наверняка нет ни одного человека, кто не слышал бы о сердцееде всех времен и народов Джакомо Казанове, имя которого уже несколько столетий является нарицательным. К личности этого неординарного человека, который был не только ловеласом, но и одним из выдающихся хроникеров своей эпохи, в разное время обращались писатели и поэты. Так, Марина Цветаева написала пьесу «Приключение», в которой языком поэзии рассказала о том, что некогда произошло в действительности – о любви Казановы к девушке Генриетте. Именно этим произведением вдохновился автор мюзикла «Казанова» Алексей Франдетти. Илья Архипов выступил в роли режиссера-постановщика.

Пьеса М. Цветаевой стала отправной точкой для создания спектакля: по ее мотивам Алексей Франдетти углубил историю, введя новых персонажей и сотворив, тем самым, более драматичное полотно. По сюжету, действие происходит на Венецианском карнавале, на котором молодой человек Джакомо (Роман Графов) знакомится с прекрасной и таинственной девушкой Генриеттой (Анастасия Вишневская), скрывающейся поначалу в мужском образе гусара Анри. Молодые люди моментально влюбляются друг в друга, но им не суждено быть вместе, так как Генриетта уже другому отдана, да не просто другому, а самому королю Карлу I (Андрей Карх)! Ввод Карла I – наиболее значимое расхождение с первоисточником.

 

Поскольку в центре истории – любовная драма молодых людей, львиная доля времени в спектакле отведена этой линии. Перед зрителем  мелькают сменяющие друг друга сцены у гондолы, на карнавале, в гостинице, во дворце. Центральным же элементом, связывающим и локации, и самих героев, является Луна. Цветаева, а вслед за ней и создатели постановки, не случайно выбрала символом развернувшейся трагедии именно это небесное светило, ведь оно отвечает за переменчивый и неверный образ и представляет изменчивое женское начало. И действительно, на протяжении всего действия мы наблюдаем, как Генриетта мечется, выбирая между чувством и разумом, думая больше о себе и своем положении, нежели об ищущих ее благосклонности мужчинах. О множественности женского пола в виде дуэта размышляют и главные мужские персонажи – Казанова и Капитан (Ростислав Колпаков): «Они капризные, они желанные!».

Луна предстает перед зрителем, заполняя собою довольно обширное пространство. И она, пожалуй, является единственным ярким элементом художественного оформления сцены. Декорации в спектакле практически отсутствуют, зритель имеет возможность увидеть лишь гондолу и лестницу с семью ступенями (также несущими в себе символическое значение). За все остальное убранство - помещения и улицы - отвечают видеопроекции (создание видеоконтента – Виктория Тарасова).

Несмотря на то, что приключения наших героев протекают на Венецианском карнавале, нужно быть готовыми к тому, что буйства красок вы не увидите. Световое оформление мюзикла – минимальное (художник по свету – Татьяна Яцюк). Вероятно, концепция спектакля – мрачные, приглушенные тона, создающие гнетущую атмосферу некой предопределенности и безысходности.

Разбавляют холодность и трагичность происходящего неунывающие и жизнерадостные гости карнавала – они балагурят и веселятся, оставляя на потом все тревоги и горести. Их костюмы – яркие и цепляющие взгляд на фоне царящего на сцене полумрака (художник по костюмам – Алена Пескова).

Говоря о костюмах, нельзя не отметить смешение столетий: персонажи то в одеждах образца XVIII в. щеголяют, то выходят в современных облегающих костюмах и гриндерсах. Насколько оправдан подобный риск? Решать зрителю. Однако стоит отметить, что довольно смелое решение со смешением стилей наблюдается не только в костюмах, но и в музыке.

В «Казанове», несмотря на, возможно, логичное ожидание лиричных и драматичных композиций, достаточное количество внимания уделено менее ожидаемым музыкальным формам – року, а местами, как нам показалось, даже и панк-року. Сочетание лиричной и тяжелой музыки – ход не совсем тривиальный, с которым всегда нужно быть осторожным, чтобы не было перекоса ни в одну из сторон. И вновь, последнее слово за зрителем – удалось ли постановщикам соблюсти баланс музыкальных сил.

Однако где не получилось соблюсти баланс до конца, так это в предоставлении героям сольных партий. Понятно желание создателей наградить сольными номерами и дуэтами главных персонажей – Казанову и Генриетту. Тем не менее, думается, остальные герои раскрылись бы глубже, будь у них больше времени. И если всем персонажам отвели хотя бы один сольный номер, то Карлу I, сыгравшему ключевую роль в расставании влюбленных, возможности высказаться музыкально не дали. Также, как не дали слова матери Венеции (Елизавета Кузнецова).

«Казанова» - спектакль, разрушающий в какой-то мере представление и об эпохе Казановы, и о форме подачи мюзикла. Здесь рука об руку идут век XVIII и XXI, трагизм и комизм, серьезность и легкость. Будьте готовы к тому, что «Казанова» вас удивит.

Текст: Любовь Марьина

Фото из официальной группы театра в VK

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения