Долгий рождественский обед среди звёзд

Как показать за один вечер жизнь целого рода? Автор пьесы "Долгий рождественский обед" Торнтон Уайдер заявляет: “В течение этой пьесы пройдёт девяносто лет, и в ускоренном темпе перед нами предстанут девяносто рождественских обедов семейства Байярд.” Актёры Театра на Васильевском послушно читают ремарку автора пьесы, дальше там написано, что нужно в определённый момент надевать седые парики. На их лицах недоумение и скука, и вот в одно мгновение они подкидывают листы с текстом вверх. Они бунтуют против ремарок и условностей, под руководством режиссёра Руслана Нанава, который поставил спектакль в 2016.

Всё начинается заново. Трое актёров выходят, садятся на стулья и начинается их первый рождественский обед. Салфетки, столовые приборы и невидимая еда - вот всё, что у них есть из физического. Над ними распростёрто звёздное небо, за их спинами чернеют бархатом два портала - Рождение и Смерть. Они ведут неспешный семейный разговор, режут индейку, мечтают о будущем. Но это всё не кажется реальным, создаётся впечатление, что с нами говорят голоса из далёких времён, и идут они прямо из звёзд. Времена действительно далекие, начало освоения Запада. Ход жизни героев показывается нарочито гротескно и эмоционально, втягивая зрителей в историю, раскрывая то, что за обыденными репликами стоит целая жизнь со страшной смертью, с радостью рождения, с горечью потерь и бессилия. Мы видим, как герои отчаянно пытаются не повторить судьбу своих родителей, их ошибки, но круг, так или иначе, замыкается. Песня "Forever young" проходит лейтмотивом через весь спектакль. Мы вечно молодые в душе и в воспоминаниях наших родных.

В спектакле много интересных находок, момент зачатия изображается как парное кручение обручей, вынашивание и рождение ребёнка - это трепетное обращение с воздушным шариком. Образы тонко передают метафоры, но при этом понятны зрителям. Печальные моменты чередуются со смешными и озорными, не давая опечалиться жизненными трагедиями. Этот ритм чередований напоминает действительный ход человеческой жизни. Пейзаж на протяжении действия тоже меняется, героев то заметает снег, то они оказываются в чёрной ночи с яркими звёздами, иногда они погружаются в туман, порой их голоса глушит грохот войны. Вокруг всё меняется, растут города, только их рождественские обеды остаются неизменными.

Актёры играют ярко, выразительно и эмоционально, без переборов и излишеств. На каждого приходится несколько персонажей, которым они придают свою индивидуальность, не забывая и о родственных чертах характера. Хотя все герои проходят по сути только один момент, рождественский вечер с индейкой под клюквенным соусом, повторы не вызывают раздражение, а только усиливают эффект неподвластности времени.

Такое метафорически усиленное прочтение пьесы позволяет зрителю приподняться над понятием жизни и увидеть её ход, отражение себя в детях, внуках, почувствовать всю глубину счастья рождения, холод приближения смерти и возможность вечности в памяти других.

Текст: Наталья Яковлева 

Фото театра 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения