День рождения New stage Александринского театра. Что Новой сцене удалось сделать за 10 лет?
В мае Новая сцена Александринского театра отметила свое десятилетие трехдневным междисциплинарным фестивалем: премьеры, ретроспектива лучших спектаклей, паблик-токи с Андреем Могучим, Валерием Фокиным и Александром Маличем и многое другое, что позволило театру отрефлексировать десятилетний рубеж. Вспоминаем, с чего началась история площадки и рассказываем, какие планы у проекта на будущее.
В начале был эксперимент
Новая сцена началась в 2013 году как экспериментальная площадка – многофункциональный культурный центр. Архитектурное решение предложило бюро “Земцов, Кондиайн и партнеры”. Общая площадь более 10 000 кв метров и вместимость до 500 человек, всего – шесть площадок: Новая сцена, Медиацентр, Репетиционная сцена, Черный зал и Конференц-зал. Новая сцена вписалась в стены исторического склада балетных декораций и в традициях современной архитектуры переосмыслила неиспользованные помещения. Панорамные окна, прозрачные стены, легкие конструкции и внутренний дизайн в стиле лофт транслируют открытость и доступность площадки.
Как говорил Всеволод Мейерхольд, союз традиций и новаторства – формула успеха для театра. И на Новой сцене этот завет воплощается благодаря сочетанию классических постановок в репертуаре и цифровых технологий. В офлайн-мире за новизну отвечают возможности сцены-трансформера.
Мир кураторов
Сейчас репертуар Новой формирует команда из 8 кураторов, пиарщицы Оксаны Токрановой и генерального продюсера Александра Малича. Анастасия Антоненко занимается музыкальным направлением, в том числе – совсем молодым фестивалем “Суть музыки”, Илья Symphocat отвечает за электронную музыку. Олеся Маркова курирует специальные проекты, Анастасия Брюханова – новые медиа. Танцевальное направление ведет Михаил Казмирук, проекты для детей – Алиса Айсина, современную драматургию – Елизавета Любимова. Олеся Пушкина управляет медиацентром.
Ежегодно на площадке Новой проходят более 400 событий разного формата: спектакли, лекции и мастер-классы, концерты, перформансы, выставки. Многие из них транслируются в Интернет или вовсе реализуются только в онлайне. Для этого театр открыл отдельное направление “Другая сцена”, которое занимается постановками исключительно в онлайн-пространстве. Благодаря мультимедийным возможностям медиацентра Александринский театр первым провел онлайн-показ спектакля во время карантина: это была премьера Теодора Терзопулоса “Маузер”.
В будущее возьмут…
Новая продолжит развивать популярные на площадке направления контемпорари и экспериментального танца и современной академической музыки. По словам генерального продюсера, отслеживать тренды и реагировать на них – один из ключевых критериев при формировании афиши. Что касается более неожиданных направлений, театр планирует возобновить кинопоказы на крыше. У Новой сцены есть и социально-значимые направления: создание контента для детей и инклюзивная программа. В детской программе – музыкально-образовательные проекты и сказки на песке для самых маленьких. Инклюзивное направление представлено несколькими театральными постановками. Помимо давно идущего в репертуаре мюзикла с нейроразличными актерами “Жаль, что тебя здесь нет”, театр планирует лабораторию совместно с фондом “Антон тут рядом”. Сейчас Новая – единственный театр в городе, который работает как открытое пространство с кафетерием, книжным магазином и свободной зоной для работы и учебы. Планы не менее амбициозные, чем технические возможности сцены: стать главной экспериментальной культурной площадкой страны.
Точка невозврата пройдена
Фестиваль начался с торжественного открытия памятника Мейерхольду авторства Алексея Архипова. В этом году Новой сцене присвоили имя великого режиссера, чья работа в период с 1907 по 1917 год была тесно связана с Александринским театром. Всего он поставил тут около 20 спектаклей, в том числе знаменитый “Маскарад”. Интеграцией прошлого и рефлексией о 10-летнем пути и занялся спектакль первого фестивального вечера. Кирилл Люкевич, известный стрит-арт спектаклем “4elovekvmaske” и самым маленьким театром "Блоха", специально по случаю срежиссировал проект “Новая сцена Х файлы”. Это пространственная инсталляция из реквизита 30-ти спектаклей Новой, в том числе – давно снятых с репертуара. Зритель путешествует по страницам театральной истории в сопровождении актера Александра Лушина.
Помимо памяти и прошлого, одной из центральных тем постановок фестиваля Новая Х стали человеческие отношения с искусственным интеллектом. Хедлайнером второго дня стала премьерная пластическая постановка Ксении Михеевой “Непокой”, музыкальный плейлист для которой собрал Илья Лагутенко. Ксении удалось создать танцевальную симфонию, использовать возможности сцены-трансформера по-максимуму и “накачать” зрителей впечатлениями так интенсивно, что никакая виртуальная реальность не могла бы тут посоревноваться. В этот же день проходила дискуссия о будущем современного танца, а после премьеры куратор нового танца и по совместительству продюсер танцевальной компании Михеевой, Михаил Казмирук, поделился ключиками для трактовки спектакля: “Самый бодрый момент в спектакле – он на самом деле грустный. Это точка невозврата, после которой ИИ нас победит, и она уже пройдена”.
Заключительный день фестиваля был посвящен музыке: альтернативщики “JANE AIR” выступили со специальной программой в сопровождении симфонического оркестра. А вместо фейерверка в финале фестиваля прозвучал полуторачасовой фортепианный концерт с программой-энигмой. Настасья Хрущева, Алексей Гориболь и Риад Маммадов сыграли свои сочинения и музыку современников.
Текст: Елена Свиридова
Фото Новой сцены