Тёплым июньским вечером Александринский театр представил своё видение "Чайки" Чехова на Новой сцене. Это не первая "Чайка" для этого театра, но совершенно другая. “Чайки, как вы знаете, не раздумывают во время полёта и никогда не останавливаются”. Так и в этой постановке всё течёт, текст со стены переходит в песню, песня в диалог, диалог во вздох и объятия. Режиссёр спектакля Елена Павлова заявляет жанр как саундраму, то есть художественное переживание на стыке драмы и музыки. У Елены уже был опыт прочтения пьесы Чехова через музыку в постановке “Вишнёвый сад”, которая идёт в театре в рамках проекта "Седьмой ярус". В этот раз режиссёр тоже делает не прямое прочтение пьесы или рефлексию на её тему, а постановку, которая больше обращается к чувственному восприятию этого произведения.
Учебная сцена Александринского театра, на которой идёт "Чайка", небольшая и камерная. Планшет сцены пророс травой, которая будто выжжена на солнце, в воздухе чувствуется лёгкий аромат сена, по краям сцены расставлены деревянные складные стулья, а среди травы еле видны тропинки. На задник проецируется список действующих лиц пьесы. Герои входят по одному, одни рассаживаются на стулья, другие встают у стен. Только Треплев останавливается на середине сцены, гордо запрокинув голову, смотрит вверх на свет, руки опущены, он замирает как памятник. Время в постановке чётко не определено, герои носят современные одежды, цель которых - больше выразить характер героя, чем его эпоху. Каждая деталь спектакля работает на раскрытие ощущения и восприятия жизни героем. Текст пьесы идёт на заднике, артистам оставлены лишь самые важные для их персонажей сцены или реплики. В первом акте они поют на фоне бегущего текста, получается удивительный эффект, когда, казалось бы, формальные произносимые реплики иллюстрируются, подкрепляются чувствами, передаваемыми через слова песни, её мелодию, ритм. Мы можем наблюдать и чувствовать внутренний мир героя. Текст не обязательно читать полностью, стоит лишь понять, о какой сцене между героями идёт речь. Но иногда текст “оживает” и начинает взаимодействовать с героями, мигает отдельная буква, призывая героя к порядку. Или же имя Маши будет пульсировать на чёрной стене задника, учитель Медведенко поставит пропущенную запятую в чьём-то монологе.
Главное внимание, конечно, в постановке отдано песням, подбор жанров которых разбросан от исполнительницы Гречки до арии из оперы "Тоска". Они отвечают за выражение чувств и отношений персонажей. Выходит такое “многозначительное караоке”, где герои Чехова знают все про себя и других и про развитие сюжета, с помощью пения они обращаются друг к другу либо в зал. Поют кто как умеет и может, выводят безупречно или специально фальшивят, что порой сложнее, чем петь, попадая в ноты.
В спектакле оставлены все герои пьесы, и актёрский ансамбль получился вполне удачным. Треплев (Иван Ефремов) видится нервным и чувствительным молодым человеком, без сумасшедших истерик. В первом акте он единственный не поёт, будто выпадает из этого “караоке” со своими новыми формами и восторженной любовью. Одна из сильнейших сцен та, где Треплев и Аркадина разговаривают про любовь к Нине, диалог ведётся очень тихо, в зал долетают только отдельные болезненные фразы. Зритель слышит шёпот, видит глаза героев и их объятие. Большего и не надо. Аркадина (Ольга Белинская) представлена в образе красивой, тонко чувствующей и страдающей от всех этих неприятных скандалов женщиной, без позёрства и излишнего актёрства. Аркадина - нерв и пульс всей постановки. Нина Заречная (Анастасия Пантелеева) юная, немного бунтующая, трогательно красивая, умная и чувствующая девушка. Она в прекрасном белом платье читает пьесу Треплева с текста на экране, как будто это делает впервые, в этом нет ни фальши, ни ненужного пафоса. В этот момент Нина напоминает абитуриентку на вступительных испытаниях. Во втором акте, после жизненных испытаний, она станет тише, серьёзнее, но останется всё такой же трепетной и доброй внутри. Печали оденут её уже в чёрное платье, она будет плакать, но без надрыва. Слёзы будут катиться по ее щекам, больно и страшно, но она только крепче обнимет Треплева.
Сорин (Александр Лушин) - бодрый оптимистичный “старик”, который прекрасно поёт, относится ко всем с добротой, в нём нет ни дряхлости, ни уныния. Для него режиссёр оставил сцену с сестрой. Сорин много раз будет повторять, пытаясь донести до Аркадиной, что причина попытки самоубийства её сына - “не только одна лишь ревность”. Повторяя спокойно много раз один и тот же монолог, он не теряет терпения, а только берёт за руку сестру, пытаясь всё разъяснить, и тем самым предотвратить будущие потери. Тригорин (Андрей Матюков) закрытый, строгий и отстранённый, иногда что-то записывает в книжицу. Он никак не проявляет своих чувств, нет у него и любви к Нине, только писательский интерес. Для него становится главным его страсть и страдания от писательства, где его творчество потеряло вкус радости и стало обязанностью. Маша (Мария Лопатина) - красивая, тонкая, умная, уставшая от общества молодая женщина. Она всегда в чёрном и всегда элегантна. Она уходит в любовь к Треплеву, чтобы расшевелить в себе что-то, почувствовать себя живой. Её любит учитель Медведенко (Валентин Захаров), тихий и мужественный, в нём нет ни мелочности, ни заботы о быте. Он умён, любовь его всепрощающая, полна понимания. Он слишком хорош и добродетелен, оттого и скушен для Маши. Доктор Дорн (Игорь Масюк) кажется больше тенью, чем героем. Он молчаливо наблюдает за всеми, только глаза и руки выдают, что он переживает за Костю, за Полину Андреевну. Доктор видит, к чему все идет. Он бессилен, что-либо изменить, оттого он страдает её больше. Только в самом финале пьесы Дорн запоёт, и в этой песне откроет всё, что он чувствовал, что пережил, к чему стремились герои спектакля, но так и не смогли достичь.
"Чайка" Елены Павловой получилась цельной, наполненной смыслами, интересными перекличками. Формат саундрамы помог раскрыть чувственный мир героев Чехова, уйти от эпохи пьесы, от темы театрального искусства к темам природы человека, творчества, любви во всех её проявлениях, свободы духа.
Текст: Наталья Яковлева
Фото: Владимир Постнов
Посетили вчера Чайку в постановке Елены Павловой. Были на Новой сцене Александринки в восьмой раз. До этого только восторг, а вчера остались очень разочарованы. Да, действие происходит так как описано. Но это очень бездарно и скучно. Если просто сделать что-то необычное, то что-то типа Твари или Макбет Кино не получится. Талант нужен. Скажите, вам и правда понравилось то, что вы описали?