Видеть своими ушами, думать своими глазами и слушать своей головой

27 и 28 мая сразу две площадки около Елагиноостровского дворца превратились в театральные площади, на которых мифологические персонажи, клоуны, мимы и жонглеры устроили веселый зажигательный праздник-маскарад из буффонады, комедии, розыгрыша и игры. Импровизированные спектакли уличных театров «СоЛу», «Vokrug», «Комик-Трест», «НоС», Упсала-Цирка собрались вместе на Елагином острове в честь тридцатилетнего юбилея Театра «Странствующие куклы господина Пэжо», который также представил на празднике свои спектакли «Месяцы» и «Музеум». На фестиваль приехали и театры из Альметьевска, Кургана и Воронежа, для которых художественный руководитель и режиссер театра Анна Шишкина ставила спектакли.



Торжественное открытие фестиваля состоялось в еще один день рождения — День города. Все участники фестиваля устроили театрально-карнавальное шествие от Музея стекла до Конюшенного корпуса. Именно у этих двух зданий развернулись театральные пространства, на которых были организованы представления. У Конюшенного корпуса выступали артисты Театров «ВАУ» из Воронежа, «Гулливер» из Кургана, «Легкие крылья» из Альметьевска. На второй площадке представления показывали театральные труппы «Хор Дурацкого», Упсала-Цирк, «Театр летающих вещей» и именинник — Театр «Странствующие куклы господина Пэжо».

Для спектакля «Музеум» было организовано своеобразное пространство из больших кубов с фотографиями клоунов или людей в масках, с нестандартной внешностью. Между этими кубами главный персонаж спектакля — экскурсовод проводил свою экскурсию, которая с каждым шагом становилась все необычнее, что заставляло посетителей «музея» испытывать целый калейдоскоп эмоций. Этому способствовал ряд факторов. Во-первых, музей в этом спектакле основан на принципе непостоянства подвижности. Рядом с кубами на постаментах возникают новые «арт-объекты», которые находятся в движении и трансформации. Постоянная ревизия и корректировка того, что, как ожидается, должно быть стационарным, меняет ракурс, вызывая удивление, улыбку и смущение у всех участников происходящего процесса.



Более того «арт-объекты» - на самом деле субъекты, хоть это и нужно частично достраивать в воображении, так как лица скрыты масками, а непривычная пластика телодвижений выводит из привычного и ожидаемого в новое увлекательное, логически осмысленное состояние. Здесь маска может быть уже не карнавальной маской «дзани» из комедии дель арте, а мифической, и творцы этих образов, за счет того, что они действуют от лица своей маски, через импровизацию и взаимодействие как со зрителем, так и друг с другом, создают единое психологическое поле, напряжение которого требует разрядки. Пока посетители идут за экскурсоводом, их не покидает ожидание того, что сейчас что-то должно произойти.

Второй момент - это личность экскурсовода, который, в отличие от остальных персонажей спектакля, общающихся безмолвно через пантомиму, имеет право на словесный текст. Зрителям привычно ожидать, что речь в постановке станет основой для сценария, определит логику и сюжетную схему действия. В этом моменте возникает еще одна линия игры со зрителем. Если классический экскурсовод обычно приводит исторические факты и важно разглагольствует о ценностной основе произведений искусства и художественных предпосылках их возникновения, в этом спектакле зрителям предлагается нечто большее. Для начала они могут принять участие в творческом процессе, предложив художнику новую тему, например, «любовь к морским котикам». Чем дальше, тем больше художник «обнажает свою душу», показывает проблему и творит прямо на глазах у зрителей работу, которая, безусловно, станет гвоздем выставки «Венецианское биеннале», если сможет туда попасть.



Использование научной лексики вместе с неожиданными образами создает великолепный комический эффект, а благодаря метафорам возникает некое предчувствие чуда. Так, попав в архив, посетители могут ощутить «гнет веков», а потом в прямом смысле «пройти сквозь время» между Александром I и Александром Македонским. Наконец, «переступив через предрассудки», посетители могут вникнуть в процесс любви, осматривая обнаженную натуру, как это ни странно, скрытую под тканью, в работе «Пигмалион». К тому моменту, когда зрители доходят до последнего зала, современное искусство успевает в них проникнуть настолько, что даже крик экскурсовода воспринимается как нечто естественное. В этой кульминационной точке спектакля под какофонию музыкальных звуков на фоне крутящегося колеса тот, кто до этого так уверенно вел за собой всех присутствующих, вдруг оказывается беспомощным и испуганным. Перед зрителями возникает «безумный шляпник», который раскрывает абсурдный смысл всего, что только что произошло, и просит не просто потреблять искусство, а «видеть своими ушами, думать своими глазами и слушать своей головой». «Музеум» — это не просто спектакль, это и пародия на модные в музеях современного искусства перформансы Бойса или Марины Абрамович, и интерактивная игра-эксперимент со зрителями, за счет чего каждый просмотр этого спектакля будет восприниматься по-другому.

Спектакли уличных театров – это всегда нечто особенное. Зрители не смотрят на них из зала в вечерних нарядах, а напрямую участвуют. Так, в спектакле «Лунь» театра «Vokrug» дети держали белое полотно сцены, пока на нем разыгрывались разные сюжеты: плыл корабль или охотилась шляпа-акула. В результате такой сопричастности все собравшиеся завороженно смотрели на то, как в небо улетал шарик, а оставшиеся от полотна платочки потом сохранили себе на память. И вот оказывается, что простой кусочек ткани может стать чем-то ценным, а обычная вешалка, шарик или старый чемодан прекрасно подходят для новой игры, если просто посмотреть на них иначе. Так же представления артистов, которые зрители могут случайно увидеть в парке, на улице или на городской площади меняют восприятие, выводят из состояния транса обыденности и дарят новые цветные очки, через которые можно посмотреть на себя и мир как на чудо, а можно и сыграть с этим чудом в игру или даже стать настоящим волшебником.

Текст и фото: Инна Зайцева

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения