Церемония открытия кинофестиваля «Виват кино России!» состоялась 15 мая в БКЗ «Октябрьский» . На красную дорожку вышли члены жюри и оргкомитета фестиваля, знаменитые актеры кино и сериалов. Праздничный концерт провели Александр и Екатерина Стриженовы. Программа концерта включала в себя поздравления юбиляров, а так же традиционное вручение наград выдающимся актерам и актрисам за их вклад в кинематограф. Поздравления и призы получили Александр и Владимир Котты, Александр Половцев, Аркадий Инин, Ирина Купченко и Станислав Любшин. После концерта был показан новый фильм Ларисы Садиловой «Огород» с Валентиной Теличкиной в главной роли.
Перед церемонией открытия прошла пресс-конференция, на которой о программе фестиваля и подходе к оценке фильмов рассказали участники оргкомитета и члены жюри.
Вместо Александра Балуева жюри возглавил замечательный кинорежиссер Александр Прошкин («Холодное лето пятьдесят третьего», «Доктор Живаго»), который по поводу работы председателем жюри пошутил, что, с одной стороны, это приятно, «создается семья, где вы легко общаетесь, но потом наступает финал и вы ловите себя на том, что те, кто улыбался в кафе или коридоре, улыбаются натянуто, кроме тех, кто выиграл главный приз и признают, что у вас хороший вкус».
Звезда фестиваля элегантная, женственная и только хорошеющая со временем Ирина Купченко («Обыкновенное чудо», «Звезда пленительного счастья», «Приходи на меня посмотреть») призналась, что: «натягивать на себя чужую маску особенно тяжело с возрастом, а быть актером — это призвание, которое не всякому дано, и здесь нет объективной оценки: одному нравится, другому — нет».
О работе жюри рассказали сами члены жюри. Актриса Татьяна Рассказова («Учености плоды», «Тест на беременность») видит в этом интересный опыт. Режиссёр Андрей Зайцев («14+», «14+ Продолжение», «Блокадный дневник») в жюри не первый раз и понимает, что, какой бы фильм ни победил, «не жюри, а время все расставляет по своим местам».
Мы побеседовали о том, как смотреть и оценивать кино, с режиссером и членом жюри Андреем Зайцевым, фильм которого «14+ Продолжение» будет показан на закрытии кинофестиваля 19 мая.
Около: Андрей Евгеньевич, хотелось бы поблагодарить вас за ваши работы в кино. Вы снимаете очень разные фильмы: молодежные «14+» и «14+ Продолжение», блестящий «Блокадный дневник». В фестивале так же участвуют фильмы разных жанров. «Наводнение» — это артхаус, «1941. Крылья над Берлином» — военное кино, а «Аманат» — историческое. Как можно сравнивать настолько разные по жанру фильмы?
А.З.: Либо это близкое тебе кино, либо нет. Сразу видно талантливого человека, и не важно, какое кино он снимает. Талант всегда хочется отметить. Основные критерии: либо тебя это волнует, либо оставляет равнодушным.
Около: То есть нужен некий психологический контакт. Я слышала, что режиссерам сложно показывать кино, потому что они обращают внимание сразу на всё. Фильм — это синтез многих компонентов: от сюжета и актерской игры до операторской работы и музыкального сопровождения. На что вы, прежде всего, обращаете внимание?
А.З.: Я, на самом деле, не травмирован своей профессией. Я смотрю кино как зритель. Если мне кино нравится, я погружаюсь в него полностью и радуюсь ему, как радуется зритель. Если мне кино не нравится и мне не близко, тогда я начинаю уже разбирать монтаж, грим, костюмы. То есть, если скучно, ты начинаешь следить за профессиональными вещами. Для меня, как для зрителя, все просто: либо цепляет, либо нет.
Около: Существует ли некий идеальный зритель ваших фильмов?
А.З.: Для меня нет идеальных зрителей, но важен зритель как таковой. Я делаю кино не для себя. Я делаю кино для людей, чтобы им было интересно. Чтобы оно вызывало у них эмоции. И, делая кино, я думаю, прежде всего, о зрителе, а не о себе любимом.
Зрители смогли оказаться ближе к кинематографу и тем, кто его создает, на церемонии красной дорожки и концерте в честь открытия фестиваля. Концерт начался с песни на музыку Исаака Шварца и стихи Геннадия Шпаликова из фильма «Рабочий поселок» «Спой ты мне про войну», которую блестяще исполнила прекрасная актриса, народная артистка РСФСР, дважды лауреат премии «Ника», президент фестиваля «Виват кино России!» Светлана Крючкова.
Несмотря на очень лиричное и ностальгическое начало, концерт стал одним из самых комичных за последние несколько лет. С юбилеем «100 лет на двоих» поздравили режиссеров Александра и Владимира Коттов. Им вручили сдвоенные режиссерские стулья и посвятили танцевальный номер, в котором приняли участие сестры-близнецы под песню «Режиссер моих снов».
Актер Сергей Никоненко прочитал отрывок из «Василия Теркина» «О награде» в честь 65-летия Александра Половцева.
Но все-таки самым эмоционально заряженным событием концерта стал мини-фильм о том, как «Чапаева» снимут политкорректно, мать четверых детей изобрела вакцину от коронавируса, а, если не застегивать три верхние пуговицы, то лицо можно не красить. Эта видеооткрытка была подготовлена, чтобы поздравить замечательного сценариста (по его сценариям было снято 47 фильмов) Аркадия Инина с 85-летием. Аркадий Инин тоже пошутил: «Плохо хожу, но, когда сказали про приз, я побежал».
Актриса Ирина Муравьева поздравила юбиляра и исполнила песню также на музыку И. Шварца из фильма с ее участием «Эта женщина в окне».
Следующую актрису представили так, что ее невозможно было не узнать: «звезда пленительного счастья с низким виолончельным тембром, ее героини желают познакомиться и берут отпуск в сентябре, олицетворение женского идеала, ее снимали Марк Захаров и Андрей Кончаловский, а Никита Михалков сказал: «скрипок на свете много, а она - скрипка Страдивари»». На сцену легко и изящно на шпильках вспорхнула Ирина Купченко.
Исполнитель песен из фильма «Обыкновенное чудо» Леонид Серебренников вручил актрисе приз «за духовность» и исполнил для Ирины Петровны знаменитую песню волшебника, а Дмитрий Харатьян спел свою коронную песню из «Гардемаринов», признался в любви, а потом пригласил на танец.
Следующий номер настолько впечатлил зрителей, что они аплодировали стоя. Приз: «живая легенда российского кино» получил талантливый, скромный актер редкостной красоты, легко игравший как великих разведчиков, так и молодых философов, снимавшийся в фильмах множества известных режиссеров, включая Тарковского и Авербаха – отметивший свое 90-летие Станислав Любшин («Монолог», «Тема», «Кин-Дза-Дза!», «Черный монах»).
В завершении концерта в честь того, что 2023 год был объявлен годом наставничества, прозвучали поздравления и слова благодарности в адрес преподавателей лучших институтов Москвы и Санкт-Петербурга, которые подготовили талантливых актеров и режиссеров театра и кино, включая ГИТИС, Школу-студию МХАТ, театральный институт имени Щукина, ВТУ имени Щепкина, ВГИК, РГИСИ и другие, а потом традиционно все участники вышли на сцену, где режиссер Лариса Садилова и актрисы Валентина Теличкина и Ольга Лапшина представили свой новый фильм «Огород».
Лариса Садилова уже не первый раз обращается к провинциальной тематике. Ее фильм «Однажды в Трубчевске» был номинирован на премию «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Фильм «Огород» вышел очень душевным, гармоничным и смешным. Расслабляющий отдых в санатории, искренние разговоры попутчиков в поезде, деревенская жизнь с застольными песнями и танцами, а в центре сюжета удивительно теплая, нежная и простая Зоя, которая видит странные сны, любит своих детей, сестру, огород и Валеру. Ларисе Садиловой удалось совместить лирику и юмор: невероятно прекрасен кадр, в котором под музыку из «Кармен» Зою, стоящую в древних развалинах с ведрами в руках, вербуют с помощью красных туфель. Но все-таки самые смешные моменты связаны с Зинаидой Зрячей. Здесь и нечто языческое, вроде обращения к солнцу, и отчетливо звучащий моральный закон о семейных ценностях.
Фестиваль только начался. Он продлится до 19 мая. У зрителей будет возможность посмотреть совершенно бесплатно фильмы конкурсной программы: «Аманат», «Наводнение», «1941. Крылья над Берлином», «Доктор», «Здоровый человек», «Петр I» и «Сирийская соната», фильмы внеконкурсной программы в кинотеатрах «Восход», «Дружба», «Фильмофонд», «Заневский», «Уран», «Москва», «Родина», а так же принять участие в специальных событиях, который пройдут в киноцентре «Родина».
Текст, интервью и фото: Инна Зайцева